Есть такой фильм — "Похитители велосипедов". В солнечной и беззаботной нищей и почти добитой "величием" и всегда сопровождающими "величие" войнами Италии не так-то просто найти работу. Несчастный безработный хочет устроиться расклейщиком афиш — но нужен велосипед, без него работу не дадут. Велосипед заложен в ломбард, он его выкупает с трудами превеликими — ну, и в первый день расклейки афиш у него велосипед, конечно, крадут. Он пускается в безнадежные поиски. Потом от отчаяния пытается украсть велосипед сам...
Жуткая история на самом деле.
Фильм вышел в СССР в 1950-м. Понятно, каков он был и какой там показана жизнь европейской страны. Но дело-то в том, что "Похитители" — совсем не проплаченная Советами агитка, а свидетельство того, к чему приводит имперство.
Весь этот итальянский неореализм (не только "Похитители") был бы очень полезен сейчас — особенно любителям поныть "а-а-а, у нас тут всегда все было плохо и будет плохо, потому что "генетические рабы", а вот у них, у них всегда распрекрасно..."
Всякое бывало "у них". Очень даже всякое. Жаль, что история других стран и эпох мало кого и мало чему учит.
Но я сейчас не о том.
"Похитители" — это человеческая трагедия.
А после трагедии что полагается?
Правильно. Представление на букву "ф".
Правда, случилось оно не в Италии, а во Франции.
И главный герой фарса — отнюдь не несчастный безработный, которому надо кормить семью. Нет, современный герой — очень даже работный. Такой работе позавидовали бы многие. Он — водитель в представительстве МИД РФ.
Зато велосипеды в фарсе остались велосипедами, кражи — кражами. Хотя не брезговал персонаж и мотобайками — XXI век все-таки, прогресс...
Закончилась бурная деятельность примерно так, как бывает почти в любой истории о кражах. Похититель расслабился — и обнаглел.
Велосипед украли у бывшего заместителя мэра Страсбурга. Ну, это у нас принято чинуш в членовозах катать, а там, во Франции, оно вот так — экологично ездят на велосипедах со всеми остальными гражданами.
И вот через некоторое время заммэра видит объявление о продаже своего велосипеда по сходной цене на сайте бесплатных объявлений. Он обращается в полицию, полиция договаривается о встрече с продавцом... Тут его тепленьким и принимают. С краденым велосипедом в качестве улики.
И с подложной квитанцией на покупку велосипеда... с печатью российского консульства. Сотрудником которого он и оказался.
Но этого мало!
В трагедии несчастный безработный Антонио был вынужден пойти на кражу одного-единственного велосипеда (и, разумеется, тут же попался, ибо — честный человек).
В фарсе пойманный оказался профи, серийным вором: в его аккаунте нашли еще 300 объявлений о продаже велосипедов.
А продавал он их прямо у дипломатического здания, не отходя слишком далеко. У консульства его и взяли.
Полиция отпустила вора, потребовав явиться на допрос. Однако через сутки выяснилось, что во Франции его уже нет — улетел...
Вот такой он, супернео-неореализм. "Похитители велосипедов 2.0, можем повторить!" — жаль, сейчас нету ни Витторио де Сика, ни Федерико Феллини...
Однако откуда у сотрудника низового звена дипкорпуса РФ, не имеющего дипломатического иммунитета, появился доступ к консульской печати? Один ли он действовал? Какова сейчас ситуация с велосипедами в Страсбурге, не продолжаются ли кражи?
Но "дипломатический успех", конечно, несомненный. Сотрудники диппредставительства страны, где народ потихоньку разоряют "величием", промышляют кражами велосипедов. И это, конечно, лучший показатель того, что такое это самое "величие". Впрочем, неудивительно: если кто-то делает "цап-царап" целому полуострову, почему бы кому-то другому не сделать того же с велосипедами европейцев?