Первой выступила глава Крымской полевой миссии по правам человека Александра Крыленкова.
Она рассказала, что полевая миссия ведет свою работу с 2004 года. На сегодняшний день, по ее мнению, основной проблемой является информационная блокада. Российские СМИ по большей части не берутся освещать то, что происходит в Крыму. Зачастую даже более далекие от проблемы международные СМИ уделяют больше внимания проблеме соблюдения прав человека на полуострове, чем россияне. Но и те чаще реагируют на единичные, наиболее громкие, события, в то время как ситуация требует постоянного мониторинга. Для того чтобы рассказывать о происходящем, правозащитники вынуждены сами проводить просветительские выставки и встречи в городах России, в частности такие выставки проходят в Санкт-Петербурге.
"Это основная на сегодняшний день характеристика Крыма — в том, что он оказался в изоляции от всего остального мира, от Украины, от России. Что происходит в Крыму, то остается в Крыму, как правило",
— говорит Крыленкова.
Крым оказался вне зоны доступа для правозащитников. "Все украинские институты и СМИ, защищающие права человека, уничтожены, российские не созданы, а международные не имеют доступа", — пояснила Крыленкова.
Как рассказала правозащитница, все международные миссии должны въезжать в страну через столицу, чтобы зарегистрировать свою деятельность. Уже на этом этапе большинство правозащитников сталкиваются с трудностями, связанными с противоречиями между фактической оккупацией и международным статусом полуострова.
Абсолютно безрезультатным оказался также визит в Крым президентского "омбудсмена в погонах" Москальковой. Москалькова провела совместную с украинским уполномоченным по правам человека встречу с крымскими татарами. Но по результатам встречи признала лишь проблемы переполненности в Симферопольском СИЗО, практически, отказавшись признать, что ситуация с травлей крымско-татарского народа имеет место.
"Сегодня ситуация с распространением информации улучшается. Местные жители очнулись от шока 2014-2015 годов и все больше объединяются в различные группы. Начинают распространять информацию с помощью социальных сетей, потихоньку эта информационная блокада начинает прорываться. Есть объединение родственников крымских узников, группа поддержки "Крымская солидарность". Они очень активно собирают информацию о политзаключенных Крыма. И, мне кажется, наша задача — российских правозащитников и активистов — как можно более широко помогать распространять эту информацию", — заявила Крыленкова.
"Наша задача рассказывать, в какой-то момент это станет важно и нужно", — уверена глава полевой миссии.
Саид, активист "Стратегии-18" и житель Крыма, также отметил, что уже сейчас "народ начинает понемногу подниматься, шевелиться, более активно выступать". Как отметил Саид, в основном это молодежь. "Они еще методы и инструменты не нашли, как к этому относиться. Сначала, когда к тебе власть начинает применять меры, — это как трагедия, а когда народ уже привыкает к этой шоковой терапии — начинает к этому относиться как к какому-то празднику даже. И во многом люди готовы уже и к депортациям, и к штрафам, и даже к более серьезным мерам", — сказал Саид. Также активист отметил, что в Крыму угнетается не только крымско-татарский народ, и предположил, что в ближайшее время будет больше сотрудничества между угнетенными группами на полуострове.
Одним из самых содержательных оказалось выступление журналиста Антона Наумлюка. Наумлюк отметил, что четкого понимания, что может повлечь репрессии, нет ни у кого.
"Я приехал сюда после процесса Клыха в Чечне, поэтому мне было с чем сравнивать. Эти два таких самых болезненных региона сейчас, но если в Чечне я точно знал, что можно делать, а после чего к тебе вечером в гостиницу придут и увезут, то в Крыму почти сразу стало понятно, что никаких правил нет",
— пояснил Наумлюк.
"Не все журналисты, но большинство, против которых возбуждали дела о сепаратизме, им всем дали уехать. Они сами это понимают, признают, что им фактически дали убежать на территорию материковой Украины. Непонятно, на какой стадии их дела находятся. Я сделал несколько запросов, но ответов пока не получил. (Николай) Семена не уехал и, соответственно, его дело доходит до судебного разбирательства", — рассказал о трудностях работы в Крыму Наумлюк. Украинские журналисты с аккредитацией также часто подвергаются давлению. Им часто отключают связь, за ними постоянно ходит "наружка", что нервирует и мешает работать.
"Ответной реакцией на такое беспрецедентное давление стала огромная активность в соцсетях". Фактически соцсети, по мнению журналиста, вмещают в себя весь поток информации, не поступающей в СМИ, и усиливают координацию внутри крымского сообщества.
Как полагает Наумлюк, тема крымских татар является многоуровневой. Есть, в частности, дело о запрете Меджлиса, который пользуется уважением за рубежом в том числе. Удаление за пределы полуострова и судебные процессы против членов Меджлиса лишили крымских татар внутреней элиты, людей, которых уважали и чье мнение было значимо.
Другой значимой темой стало дело обвиняемых в участии в Хизб ут-Тахрир (запрещена в РФ). В Крыму эти преследования стали совсем безосновательными. На территории Украины, как и многих других европейских стран, организация действует абсолютно легально. Поэтому для членов организации в Крыму стал полной неожиданностью их новый статус вне закона. Многим пришлось покинуть Родину. На процессах в отношении тех, кто остался, достаточным доказательством являются показания засекреченных свидетелей. По мнению Наумлюка, цель этих дел просто заработать лишние звездочки. Начальник ФСБ прибыл в Крым из Башкирии, где также специализировался на делах Хизб ут-Тахрир. Результатом его работы, по мнению журналистов, стала полная инкапсуляция и радикализация мусульманских общин Башкирии.
Власти массово закрыли мечети и медресе из-за наличия запрещенной литературы, которая не была запрещена в Украине.
"Только что я приехал с дау, это коллективная молитва, практически единственный способ ответа на преследования",
— рассказал Наумлюк.
Журналист уверен, что давление будет только нарастать. При этом, как и Крыленкова, он отметил, что Украина создает дополнительные трудности и препоны для журналистов и международных организаций, пытающихся посетить Крым. В то же время их эпизодические "десанты" доставляют значительные неприятности для российских властей. В частности, визит турецкой миссии и последующая выставка в Турции заставили реагировать российский МИД и в конечном итоге вылились в официальное турецкое заявление (10 февраля) о непризнании Крыма российским.
Между тем "крымские татары остались очень сплоченной группой, негативно настроенной по отношению к российской власти, в том числе по религиозному признаку и по национальному признаку. Создаются организации помощи семьям тех, кто оказался в заключении. Уезжать не хотят. Во-первых, живы те, кто помнят, с каким трудом они возвращались сюда, во-вторых, живы те, кто помнят, как их депортировали". В то же время, по свидетельству Наумлюка, происходит практически новая попытка колонизировать Крым. Многие ведомства до 80% обновили свой состав за счет приехавших из России.
Председатель московского землячества крымских татар Эрнест Кудусов в свою очередь отметил, что во многом невнимательное и даже иногда враждебное отношение прежних и российских и украинских властей к татарам привело к их сегодняшней изоляции и нагнетанию конфликта. В частности, так и не был принят указ о реабилитации крымских татар. "Сейчас все внимание сосредоточено на том, что часть Украины оказалась под пятой России. Когда мы обращались с просьбой реабилитировать, они отвечали: "Не мы вас депортировали, не нам вас и реабилитировать". Они радовались, когда русские фашисты везде на заборах писали "Татары, вон из Крыма!". Я выступал и говорил: "Вот вы сейчас попустительствуете им, а не пройдет много времени — и Крым у вас оттяпают". Как в воду глядел", — рассказал Кудусов. "Гэбист не может быть другим, сталинский режим возвращается. Он мечтает быть на месте Сталина, — охарактеризовал современную обстановку глава землячества. — Проблем много, и они разные. Но надо начинать с корня. Крымско-татарский народ — один из самых древних на нашей территории, и нужно ему вернуть хотя бы статус коренного народа, хотя бы крымско-татарскую автономную республику. Их просто не замечают, нет крымских татар. Есть только русские, которые приехали, заняли дома депортированных и считают себя главными. Сталин навселял туда сталинистов, какими были коммунисты, такими и остались".
"Сейчас такое время, когда не за что ухватиться народу, но российские власти еще пообломают зубы",
— предрек в конце своего выступления Кудусов.
В 20 веке крымские татары уже доказали, что они не по зубам властям советской империи, новая империя тоже может проверить свои зубы на прочность, если не захочет найти общий язык с татарами и украинцами.
Тивур Шагинуров
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter