Глава четвертая – ВНЕСИСТЕМНАЯ СИСТЕМА

"Что это?" - закономерно спросите меня вы, прочитав предыдущую главу, "Что творилось с оппозицией?". И я вам отвечу. Тогда не могла бы, а теперь конечно знаю отгадку. Все, что с нашей оппозицией творилось с того момента как она заявила следующий тезис: "Система Путина порочна и потому участвовать во всяких ее действиях, в том числе в выборах – шмыборах, мы не будем, т.к. наше участите в них на руку этой системе и значит работа на Кремль. Мы принципиально уходим в другие формы оппозиционной деятельности, становимся внесистемной оппозицией", называется одним словом - СИСТЕМА. Да-да-да. Уйдя из путинской системы, как они думали, наши внесистемные оппозиционеры просто создали свою, внутри нее. Не специально. Никакого злого умысла не было, просто то, что они называли "внесистемностью" требовало гораздо более строгих правил игры и ограничений для участников. И нового принципа подбора в свои ряды, т.к. основной формой легальной борьбы с путинской системой без контактов официальных с ней, являлся уличный протест. А для него нужны определенные совершенно личностные качества и характеристики, и у лидеров, и у группы поддержки. И они, скажу прямо, как профессиональный ичар, далеко не во всем совпадают с личностными качествами политиков, участвующих в выборах, и их командами. Система внесистемной оппозиции в итоге окуклилась и прекрасно ужилась с путинской, внутри нее, сама того, не осознавая до конца. Думаю, что и до сих пор не осознали это те, кто вспоминают славное время Маршей Несогласных, Стратегии 31 и считают, что вот да, тогда все было по-настоящему, они боролись с режимом, но потом пришел Навальный и все-все-все слил... На деле же, пока путинская система в отсутствии их политической хоть какой-то конкуренции замечательно имитировала инструменты демократии, система внесистемной оппозиции замечательно научилась имитировать политическую борьбу и уживаться с путинской.

Всех все устраивало на самом деле – эпатажные акции попадали на страницы оппозиционных электронных СМИ, которых после кризиса 2008 заметно поубавилось. Попадали в западные новости, чтобы было понятно, что борьба идет и даже кипит. Круг своих усердно общался в Живом Журнале, боролся в нем с охранителями путинской системы и писал тонны статей для своих замечательных сайтов, которых кроме них практически никто не читал. Даже ездили постоянно в Америку и Европу для учебы и читать лекции о борьбе с путинским режимом. Куда-то шли отчеты о проделанной работе и истраченных средствах. Ко всему еще, т.к. реальной политической борьбы не было, а политики люди активные – происходило постоянно выяснение отношений между собой и бесконечное просто, как я это про себя называла, "распределение портфелей в будущем кабинете министров, когда мы придем к власти, но поделить портфели надо прямо сейчас". Создавались какие-то оргкомитеты, структуры политические вне политики, они все время, то объединялись между собой, то разъединялись, страшно ругались, поливали друг - друга грязью и даже дрались…. И да, я пишу именно о том, как застала эту систему и даже немного приняла в ней участие в конце 2008 и самом начале 2009 годов. И мне не стыдно вам всем это рассказывать, потому, что даже сейчас уже все по-другому, но есть множество людей, которые замечательно жили и удобно устроились в той самой системе несистемной оппозиции. Они ее романтизируют и хотят возвращения – снова требуют прекратить заигрывать с путинской системой и не участвовать в выборах, снова голосят о сливе и агентах Кремля. Надеюсь, слава Богу, в одну реку не войти дважды, но чем черт не шутит. Потому я и хочу, чтобы хотя бы самые разумные из тех, кто все это говорит и пишет, посмотрели на все происходящее тогда моими глазами – глазами обычного обывателя, который пришел к ним с открытым сердцем, честной мотивацией и искренним желанием изменить политическую систему в стране и вляпался по полной программе во всю вот эту вот их камарилью, возвращения которой им так хочется.

Но мы отвлеклись от моего повествования. Как понятно из вышеизложенного, любой нормальный человек, даже принципиальный противник Путина, ткнувшись в систему несистемной оппозиции и обнаружив, что не готов играть по ее правилам – т.е. идти на столкновения открытые с милицией и восторгаться теми, кто это делает, а больше не делает ничего, был реально обречен в нее не попасть. Это исключительно секта для своих, со своими правилами и своими идолами. И своими финансовыми потоками, хотя и очень – очень небольшими. И он оставался перед единственным выбором – или все же принимать правила этой безумной игры внесистемной оппозиции или же возвещаться обратно в нормальную жизнь – т.е. путинскую систему, хотя и без ясного будущего, заставляющую закрывать на многое глаза, но дружелюбно позволявшую своим верным адептам жить обычной жизнью и развиваться, пока она их не выберет для того, чтобы сожрать. Стада адептов большие и вероятность того, что именно ты пойдешь на прокорм каждый считает для себя довольно низкой. Даже при Сталине так считали многие. Ну так к чему повышать вероятность того, что тебя точно сожрет и переварит эта проклятая путинская система, вписываясь в непонятную тебе чужую игру с неизвестными целями? Тем более, там собрались не политики, в выборах не участвуют и единственное, что могут пообещать в плане решения твоих проблем с нынешней властью, что когда они победят Путина, возможно и ими займутся. А ты иди и бросайся пока на ментов. Уверена просто, что таких ходоков, как я на Стратегию 31 или на санкционированный пикет было достаточно, из тех, кто дальше не продолжил. И это нормально и понятно.

Конечно были и те, кто все же решил влиться в систему несистемной, придя в нее одновременно со мной. Понятно, что девочки и мальчики, которым нравится адреналин, легко в ней уживались. Я, в свои 18 лет примерно тем же занималась без всякой политики, выезжая с приятелями на мотоциклах дразнить ментов на пост ГАИ на Минке и потом радостно улепетывая от их машин, лавируя между домами и тропинками на огромной скорости и получая неимоверный заряд энергии…. Но если бы нас вместе с мотоциклами в итоге приняли бы менты, то считались бы мы борцами с системой? И я вовсе не хочу никого обидеть, верю и знаю, что помыслы ваши были светлы, а цели высоки, в отличии от нашего мелкого хулиганства. Но давайте уже говорить прямо – смещение мотива на цель, с получением адреналина, у нас всех есть во время уличных акций. Это элементарная психология и нормальное явление.

Или другие варианты адаптации и мотивации: вот, например, такой известный всем ныне Саша Сотник. Я хорошо помню его ЖЖ "асотник" с желудем на аватаре. Помню, что его походы на Стратегию 31 были поначалу не более успешными чем мои и он тоже не мог понять, что происходит. Но потом въехал, узнал отгадку, принял правила игры, нашел свою нишу в этой системе и прекрасно в ней существует до сих пор, наверняка в душе скучая по тем временам. И конечно он не один, просто его я почему-то помню. Сейчас эта тусовка оккупировала собой украинскую тему, все они считаются настоящими российскими безупречными оппозиционерами, хорошо получают политические убежища на Западе и в общем-то делают важные полезные дела, распространяя информацию о том, насколько отвратителен режим Путина, если у кого-то еще за рубежами нашей славной родины остались в этом сомнения, особенно среди украинцев. Часть из них ходит на все политические суды, включая суды по узникам Болотной, поддерживают политзаключенных. Да и украинцам очень важно видеть поддержку внутри России, особенно важно было это в самом начале 2014 года. Так что респект им и море уважухи. Только вот к изменению режима в России, если честно, все это имеет очень маленькое отношение, по моему личному мнению. И когда они начинают обвинять тех, кто начал заниматься настоящей политикой в России, в том, что, мол, те предали идеалы прекрасной и красивой уличной революции, когда все было по-настоящему, продались Кремлю, и в прочих гадостях, мне есть, что им ответить, просто не хочется обижать. Но иногда все же им стоит задуматься о некатегоричности и своего императива, а не только чужих.

Были и совершенно коммерческие проекты в этой системе. Но многие вряд ли вам бы в этом признались, а Варламов, например, даже и не скрывал (спасибо ему за честность). Он говорил, что снимает протесты только потому, что это приносит популярность, множество просмотров в ЖЖ и, в итоге, хороший коммерческий доход. Журналисты писали, фотографы снимали, рекламодатели платили бабки – система внесистемной пришла к стабильности, всех все устраивало, кроме тех, кто хотел реального изменения политического режима в стране. А я хотела именно последнего. И я же – танк, если вы не забыли еще об этом. Потому просто так вернуться в путинскую систему и жить спокойно, забыв свои основные цели, тоже не могла.

К моменту вышеописанных походов на акции, я уже плотно влилась в виртуальную политическую оппозиционную жизнь в Живом Журнале. Ну как плотно? Так себе – читала и распространяла информацию и тексты с оппозиционных сайтов, делала какие-то перепосты и "гнала волну", комментировала в журналах известных оппозиционеров или тех, кого я ими считала. Почитывала политические паблики. Бодалась с охранителями. В общем, осваивалась потихоньку, становилась частью оппозиционной внесистемной системы в виртуальном мире. И размышляла про себя как ее надо переформатировать и почему же все так странно.

Одновременно поучаствовала виртуально в спасении Светланы Бахминой из застенков. Это, наверное, была единственная акция, которую я могла себе занести в шаги к поставленной цели.

В тот же время меня зафрендил какой-то блоггер Навальный, который интересно писал о коррупции в госкорпорациях и совсем не влезал в общеоппозиционные темы. Он тогда всех френдил. Читать его было легко, писал он хорошо. Кто это такой, кем был до того – я вообще не знала, да мне и не надо было знать.

Близился новый 2009 год, а мною в 2008 было по сути не сделано почти ничего, что бы меня приблизило к поставленной задаче. Все шло своим чередом, путинская система вышла из кризиса и начала развиваться. И так бы и развивалась благополучно в устойчивой среде. НО, как известно всем, есть у нас один ярый ломальщик устойчивых систем, которому спокойно не живется и хлебом не корми – дай пнуть путинскую стабильность ногой под зад со всей своей дури, так что ее начинает сильно лихорадить, и она трещит по швам. Один на всю страну (тогда, в 2008 году), способный это сделать, с виртуозностью слона в посудной лавке. Догадались кто это? Ну конечно, это он – Владимир Владимирович Путин, которому вечно нет покоя.

(Продолжение следует)

Начало тут https://www.facebook.com/olga.efa/posts/1104918822869541
Предыдущая тут: https://www.facebook.com/olga.efa/posts/1106088382752585
Текст в ЖЖ тут http://efa2007.livejournal.com/674624.html

Ольга Кортунова

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены