После бурной протестной активности 2011-2012 ушедший год отметился уменьшением численности митингов и оттоком активистов. Но не все так однозначно. Социологи отмечают – уровень доверия к действующей власти продолжает снижаться. Протестные настроения и неудовлетворенность работой властей, в том числе, местных, никуда не делись, но какие формы они обретут – здесь мнения расходятся. О том, что ждет оппозицию в новом году и какими путями идти к успеху, Каспаров.Ru поговорил с организаторами и участниками самых ярких событий года.
За кем новый ход?
Член исполкома Левого фронта (находится в Стокгольме в связи с преследованиями по "болотному делу" – прим. Каспаров.Ru) Алексей Сахнин считает, что в сложившейся ситуации протестные настроения будут нарастать. "Я, конечно, не Павел Глоба, но возьму на себя смелость предположить, что новый всплеск протестной акивности неизбежен. Правда, назвать его сроки не могу. У роста протестных настроений много причин. И его фиксируют социологи самых разных взглядов. Взять хотя бы доклад Дмитриева. Но что именно, какие события сыграют роль спускового курка мы не знаем", говорит Сахнин.
В свою очередь, член Центрального совета "Народного альянса" Николай Ляскин видит ключевым фактором нового политического года выборы и настроен оптимистично. "Новый год будет очень важным, так как пройдут выборы в Мосгордуму. Я считаю, что оппозиционное движение должно показать не то, чтобы все, на что способно, но показать способность взаимодействовать друг с другом, и прийти к победам, в первую очередь, я имею в виду опять же выборы. Ну и, надеюсь, на общественно-политическом поприще нас тоже ждут победы, например, освобождение узников болотной", – обрисовывает он задачи.
Иначе ситуацию оценивает один из основателей "Другой России" Сергей Аксенов. "Перспективы у оппозиции в 2014 году гораздо хуже чем в 2011 году, поскольку история развивается нелинейно.
Есть моменты, когда необходимо наносить удар, это моменты, когда власти сложнее защищать себя. Например, момент выборов, как в 2012, 2011, 2008 годах. Тогда это необходимо было делать, но это сделано не было. Теперь из-за этого будет труднее",
– уверен он.
Участвующих в выборах политиков он осуждает. "Очень многие собрались на выборы, в частности, в Мосгордуму. На наш взгляд, сейчас, когда большой путь уже пройден, стало понятно, что играть по правилам власти уже невозможно, выиграть так невозможно. Значит, не следует играть. Хотите участвовать в свободных выборах – не участвуйте в несвободных", – подчеркивает он.
Зачем выходить?
В прошедшем году численность массовых митингов заметно упала. Если митинги на Болотной и Сахорова собирали более сто тысяч участников, то последняя крупная акция в защиту политзаключенных собрала только около 30 тысяч.
Крупнейшие уличные акции 2013 года проходили под флагами Алексея Навального. Митинг после выборов мэра Москвы собрал более 30 тысяч человек, а после приговора по делу Кировлеса на несанкционированную акцию вышли около 12 тысяч человек. Тем не менее, в "Народном Альянсе" Навального на массовые акции ставки больше не делают.
"Уличные протесты – это, возможно, и хорошо, но очень важно показывать людям положительную повестку дня. В следующем году выборы пройдут и в Москве, и в регионах, и всей оппозиции, я считаю, нужно показывать свои предложения, что надо делать.
Почему я акцентирую внимание на выборах? Это самый удобный, самый понятный, самый простой период, когда надо показывать, что ты хочешь, какими путями ты можешь этого добиться и, самое главное, показывать, что это возможно",
– говорит Ляскин.
Можно ожидать, что оппозиционная уличная активность в 2014 году будет окончательно связана с крупными избирательными кампаниями и другими важными общественными событиями, тогда как формат регулярных “митингов выходного дня” окончательно потеряет аудиторию. Из-за переноса всех выборов на сентябрь уличная активность оппозиции в Москве будет проходить по сценарию, схожему с мэрской кампанией Алексея Навального.
В свою очередь, Алексей Сахнин считает, что выборы в России "не должны становиться осью политического процесса": "На региональном уровне, в порядке решения частных задач, вполне допустимо участвовать в выборах. Особенно, когда это позволяет получить трибуну для обсуждения социальных проблем. Главное не увлекаться, не впадать в иллюзию, что можно играть по навязанным режимом правилам".
Что делать?
Как полагает Сахнин, главная задача гражданского активизма в новом году — выжить. "Активистские сообщества, в том числе левое движение, испытали очень серьезный прессинг. Опыт "Болотного движения" показал, что даже небольшие организации и движения имеют большие шансы на успех во время подъема, поэтому очень важно избежать "клинической смерти", сохранить активистскую сеть до момента нового подъема", – поясняет участник Левого фронта. Ключевым направлением работы для оппозиции должна стать защита политзаключенных, убежден Сахнин.
Аксенов об общих задачах оппозиции не рассуждает и сразу переходит к "Другой России". Партия уже выбрала себе главные направления работы на 2014 год. "Основное – популяризация лозунга "Отобрать и поделить". Даже не столько лозунга, а идеи пересмотра приватизации, которая произошла 15-20 лет назад. В 2014 году будет вторая волна приватизации, то есть это более чем актуально – мы смотрим не только в прошлое, но и, что ни на есть, самое настоящее будущее. Кроме того, мы будем популяризировать идею бойкота выборов всех уровней".
Спектр методов для реализации этих задач в условиях цензуры на ТВ невелик, уверен один из создателей "Другой России". "Набор довольно стандартный – интернет, уличные акции, в том числе, прямого действия, массовые уличные акции. Хорошо бы, конечно, съесть какого-нибудь олигарха, может быть, получится, посмотрим", – шутит политик.
"Народный Альянс" собирается сконцентрироваться на выборах, и продолжать старые проекты, например, "РосДвор". Ляскин обещает и ставшие "визитной карточкой" сторонников Навального масштабные агитационные кампании, но и тут без сюрпризов. "Они будут связаны как с выборами в Мосгордуму, так и с выборами в других регионов", – отмечает он.
"Для нас, левых, очень важно возобновить практику социальных кампаний.
Я считаю, что социальные требования на новом этапе позволят вывести протестное движение из изоляции, вовлечь в него новые слои. И будут единственной серьезной альтернативой для погромных тенденций, которые режим сейчас всемерно стимулирует",
– говорит Сахнин.
Ставший одной из главных мишеней репрессий в минувшем году Левый фронт уже составил некоторые планы на 2014 год. В частности, организация собирается провести съезд. В январе в Стокгольме пройдет концерт солидарности с политзаключенными, в организации которого участвует Сахнин. "Все средства пойдут в "Комитет шестого мая". Это в рамках недели единых действий, организованной левыми", – поясняет он. Кроме того, 5 февраля в парламенте Швеции пройдут слушания, посвященные Болотному делу. Он отмечает, что помощь в организации этих мероприятий оказала Левая партия Швеции.
В одной лодке
Если на волне массовых акций протеста 2011-2012 годов многие говорили о необходимости объединения различных оппозиционных сил ради общих целей. Конец 2012-2013 год скорее стали периодом кризисов для таких проектов.
Из общедемократического движения "Солидарность" вышел ряд известных общественных деятелей. В частности, Гарри Каспаров, объяснивший это решение превращением движения из площадки для объединения различных демократических сил в "придаток партии РПР-Парнас". Сошла на нет деятельность Координационного совета оппозиции.
Вне темы выборов левым в 2013 году объединиться, как и либералам, не удалось. Несмотря на то, что вот уже несколько лет эта цель озвучивалась едва ли не всеми социалистическими организациями, прошедший в минувшем году третий Форум левых сил не стал площадкой, которая смогла бы устранить множащиеся противоречия. Некоторые организации, недовольные участием в коалиции националистически настроенной "Другой России" думают над приостановкой членства, другие так и остались на позициях наблюдателей.
Аксенов не исключает продолжения сотрудничества с левыми организациями, но настроен скептически. "Пока другие левые организациях проявляют себя как жуткие тормоза. Казалось бы, куда левее – пересмотр итогов приватизации, но они очень увлеклись, по-моему, внутренними разборками. Если они в состоянии оторвать задницы и встать рядом с нами, то мы будем сотрудничать", – говорит он.
Одновременно, не угасают в левом движении споры о возможности тактического союза с либералами. "Мне кажется, что единство, ориентированное на реконструкцию неких догматических образцов будет для левых скорее шагом назад.
Нам нужно единство вокруг стратегии, которая основана на участии левых в демократическом движении. В идеале на преобладании левых в демократическом движении"
, – отмечает Сахнин. Политик считает стратегию идейной изоляции неверной, а опыт участия в "болотном движении" – "самым ценным политическим капиталом".
"Коалиция левых сил вокруг Левого фронта и его союзников в 2011-2012 гг. показала, что мы можем убедительно выступать в качестве альтернативы олигархической диктатуре. Что за левыми могут пойти очень многие. И этот опыт, этот политический капитал надо сохранить", – уверен Сахнин.