На прошлой неделе в российских оппозиционных СМИ появилась информация о том, что приближенный к Владимиру Путину бизнесмен, создатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин планирует создать собственное "патриотическое консервативное движение". Среди признаков, свидетельствующих о подобных намерениях, журналисты называют все более частые появления Пригожина в публичном пространстве и его усиливающиеся нападки на российские элиты, а также информацию от собственных "близких к Кремлю" источников, пишет СЕРА.

По словам этих источников, "повар Путина" будет использовать не только антиэлитную, но и реваншистскую повестку, культивируя чувство мести за военные неудачи. Согласно публикуемым утечкам, этот проект будет курироваться близкими к Путину олигархами, братьями Ковальчуками, и рассчитан на ультрапатриотическую аудиторию, которая "не во всем поддерживает власть и критически относится к элите, чиновникам и бизнесу".

В то же время популярный прокремлевский Телеграм-канал "Незыгарь" принялся публиковать опровержения подобных слухов, уверяя, что Пригожин "охладел к процессам партийного строительства и переключился на другие проекты", а его функционал востребован прежде всего в контексте военных действий, а не внутренней политики. Представители Коммунистической партии России (КПРФ) и вовсе раскритиковали идею создания "партии Пригожина", заявив, что она "обречена на провал".

Гнев коммунистов вполне можно понять, учитывая, что партия, если таковая возникнет, грозит занять ту самую нишу, которую раньше занимала КПРФ.

Политолог Сергей Старовойтов довольно откровенно пишет по этому поводу, что подобную партию могут создать для контроля над радикал-патриотами, особенно теми, кто вернется с войны и будет требовать перемен в обществе. "Что-то делать с антиистеблишментными и ультраправыми настроениями надо, иначе ультрас выйдут из-под контроля... Поэтому нужно дать им пастыря и вождя", – отмечает он.

В самом деле, Кремль далеко не первый раз пытается поставить радикальные и частично оппозиционные настроения под контроль, создавая различного рода "симулякры" политических партий, на самом деле абсолютно управляемых со стороны действующей власти. Учитывая уже много лет растущую в России популярность левых идей и просоветских настроений, ранее эти имитаторы носили в основном прокоммунистический характер.

Еще больше десяти лет назад их роль взяла на себя целая плеяда "новых российских идеологов", таких, как сталинисты Сергей Кургинян и Николай Стариков, а также депутат Госдумы от "Единой России" Евгений Федоров. Все они в той или иной мере продвигали конспирологическую теорию о том, что сегодняшняя Россия частично оккупирована Соединенными Штатами и именно поэтому терпит неудачи. Функция данных идеологов состояла в том, чтобы, канализировав протестные настроения, вывести из-под удара народного недовольства лично Владимира Путина.

В частности, все они объясняли все трудности и провалы российской политики происками "внешних врагов" и "шестой колонны" – предателей во власти. Путин же представал в этой теории как главный борец с врагами и предателями, которому всего лишь недостает народной поддержки для окончательной победы. Особенно отличился на этом фронте Сергей Кургинян, резко критиковавший современный политический строй в России и называвший себя создателем нового "красного проекта" за возрождение СССР. Однако именно он стал одним из главных организаторов движения против либеральных протестов в России 2011-2012 годов и "борцом с цветными революциями", делая все, чтобы помочь Путину остаться у власти в 2012 году.

Кургинян был далеко не единственным "левым проектом", на практике полностью подконтрольным действующей власти. В 2018 году близкий к российскому Министерству обороны сайт "Военное обозрение" предложил главу движения "Левый фронт" Сергея Удальцова в качестве "идеальной оппозиции" действующей власти как человека просоветских и антилиберальных взглядов, одобряющего агрессивную внешнюю политику Москвы. Действительно, Удальцов поддержал аннексию Крыма и назвал пророссийских сепаратистов Донбасса "героями". Также он активно выступал против лидеров несистемной оппозиции.

Другой левый идеолог, лидер "Движения за новый социализм" Николай Платошкин, участвуя в российских ТВ-шоу, также жестко критиковал либерализм и Запад, а Украину и вовсе называл "бандеровской" и "никчемной". В 2021 году Кремль позволил КПРФ включить в партийные списки представителей обоих этих движений, что, очевидно, было призвано "канализировать" протестные настроения в русло Компартии и затем поставить их под контроль.

Однако сегодня поддержка прокоммунистических настроений даже на уровне партий-имитаторов опасна для российских властей, поскольку, увлекшись образами прошлого, люди рано или поздно начнут требовать подлинного социализма: с гарантированными рабочими местами, низким уровнем преступности, бесплатным образованием и здравоохранением. В то же время говорить о том, что современная Россия в условиях войны способна стать социальным государством, не приходится. Социальная политика Кремля и раньше вызывала недовольство населения, особенно после крайне непопулярного повышения пенсионного возраста в 2019 году. Теперь же, на фоне войны и мобилизации, уровень жизни россиян продолжает падать.

Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина уже предупредила о грядущем снижении экономической активности в следующем году до 4%. Согласно прогнозам Центробанка, это отразится на благополучии населения: в текущем и следующем году расходы россиян сократятся на 3–3,5%. При этом СМИ со ссылкой на опрос NielsenIQ, дают более неблагоприятные прогнозы. По их словам, розничные сети, ежедневно оценивающие платежеспособность граждан, готовятся к гораздо большему снижению платежеспособности населения и настоящему обвалу потребительского спроса.

Что касается принятого в первом чтении проекта бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в нем прямо указано сокращение социальных расходов, в том числе на здравоохранение. По словам экономических обозревателей, общие расходы на здравоохранение снизятся через год как минимум на планируемую инфляцию в 5,5%. При этом ассигнования на здравоохранение должны снизиться в 2023 году на 16,7%. Сокращения также коснутся разделов "Борьба с онкологическими заболеваниями" и "Развитие детского здравоохранения" (с 19,2 млрд рублей до 17,3 млрд рублей). Также на 24% сократятся ассигнования из федерального бюджета на охрану окружающей среды.

Лидер Коммунистической партии России Геннадий Зюганов, несмотря на активно декларируемую им поддержку войны, уже успел раскритиковать законопроект, озвучив гораздо более тревожные цифры. По его словам, в новом бюджете расходы по госпрограмме "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" урезаны на 29%, а программа лечения от онкологических заболеваний потеряет 35,9 млрд. рублей, то есть 19% финансирования. Лидер КПРФ отметил, что сокращения также касаются образования, науки и ЖКХ.

Уже упомянутый Телеграм-канал "Незыгарь" предупреждает о том, что бюджетные расходы в российских регионах также ожидает значимое секвестирование, что тоже ударит в первую очередь по социальной политике. К слову, это происходит это на фоне того, что только в апреле расходы на госпропаганду выросли в 3,2 раза.

Из всего перечисленного понятно, что выступающая с левой повесткой партия в подобных условиях просто не сможет обеспечивать достаточный уровень лояльности Владимиру Путину. Флаг, под которым сегодня возможно канализировать радикальные настроения, может быть только консервативно-патриотическим: с безоговорочной поддержкой войны и оправданием сокращений любых, даже самых необходимых социальных расходов ради милитаристских целей. Однако Кремлю не стоит забывать, что подобные настроения с легкостью могут выйти из-под контроля, а предполагаемый "вождь" ура-патриотов может не удовлетвориться ролью провластной марионетки.

 

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены