В начале ноября в связанном с Администрацией президента России Телеграм-канале "Незыгарь" появился пост руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова "о политэмигрантах, занимающихся антироссийской деятельностью". В нем прокремлевский аналитик сетует, что "пятая колонна", хоть и покинула страну, "продолжает вести активную антироссийскую деятельность из-за границы", пишет Jamestown Foundation.
К подобной деятельности Олег Иванов относит проводящийся в Польше Съезд народных депутатов России, в котором участвуют бывшие и действующие депутаты, не поддержавшие кремлевскую агрессию в Украине. Также в число "вражеских" мероприятий попал Форум свободных народов России, а среди предателей были перечислены почти все известные российские оппозиционеры, включая Гарри Каспарова, Михаила Ходорковского, Илью Пономарева и других.
Поскольку, по словам Иванова, "антироссийский яд продолжает проникать в наше общество", "эксперт" призвал российские спецслужбы "возбуждать уголовные дела о госизмене, объявлять предателей в розыск и подавать запросы на их выдачу в Интерпол". В отношении наиболее активных оппозиционеров автор советует "вспомнить заветы известного советского разведчика Павла Судоплатова".
Речь идет о главе специальной службы сталинского НКВД, а затем МГБ по "проведению актов террора и диверсий". Именно Павел Судоплатов был основным организатором политических убийств за рубежом сталинских времен. При этом Олег Иванов, призывающий спецслужбы к убийству находящихся за границей диссидентов по примеру НКВД, довольно популярен в российском информационном пространстве. Он периодически появляется на телевидении, цитируется в ведущих пропагандистских СМИ, а его услугами пользуются окологосударственные аналитические центры. Именно поэтому подобные призывы невозможно игнорировать.
На самом деле, убийства противников режима за рубежом не новы для Москвы, но раньше речь преимущественно шла о перебежчиках из числа бывших сотрудников спецслужб, вроде Сергея Скрипаля или Александра Литвиненко. Правда, во время "рицинового скандала" весной 2020 года появлялась информация о том, что российские власти планируют как убийство нескольких чешских муниципальных чиновников, так и лидеров российской оппозиции в Праге. В конце апреля 2020 года чешское издание Respekt сообщило, что для этой цели из России в Прагу прибыл обладающий дипломатическим паспортом человек с чемоданчиком, содержащим смертельный яд рицин. Позже чешские СМИ сообщили, что в покушении подозревают и.о. руководителя представительства Россотрудничества в Чехии Андрея Кончакова.
Правда, впоследствии чешское руководство объявило, что информация о покушении стала следствием ложного доноса одного дипломата на другого. Однако первым сообщивший о покушении чешский журналист-расследователь Ондржей Кундра до сих пор верит в подлинность полученной им информации. Он заверил автора этой статьи, что если полученные сведения соответствовали действительности, чешская полиция будет продолжать расследование инцидента независимо от заверений политиков.
Однако независимо от того, была ли информация о готовящемся в Чехии покушении подлинной, ранее российские пропагандисты всегда отрицали причастность Москвы к подобным "активным мероприятиям". Пропагандисты побаивались открыто призывать к убийствам на чужой территории даже перебежчиков, не говоря уж о диссидентах. Теперь же они открыто призывают вспомнить "заветы Судоплатова" в провластных Телеграм-каналах.
Такое поведение, при всей его одиозности, вполне объяснимо. Еще в прошлом месяце российский публицист Александр Архангельский обратил внимание на рост критики пропагандистов и общественников в адрес российских властей. Действительно, подобной критикой стали заниматься не только российские военкоры, но и топовые пропагандисты. Глава Чечни Рамзан Кадыров и создатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин публично выступили против Генштаба и Минобороны, добившись в итоге отставки генерал-полковника Александра Лапина. Дошло до того, что на близком к российскому Министерству обороны сайте "Военное обозрение" появились публикации, посвященные разгромной критике всей системы российской армии.
Архангельский объясняет это сложной ситуацией, в которой оказались пропагандисты. Если раньше все проблемы сводились к проискам "внутренних врагов", то после отъезда из России большинства несогласных появилась необходимость найти другое объяснение для продолжающихся неудач. Кроме этого, по словам публициста, пропагандистская ложь раздражала даже многих лоялистов, и теперь, когда к обществу предъявляются дополнительные требования вроде мобилизации, оно ждет от журналистов большей откровенности "среди своих".
Однако, как отмечает Александр Архангельский, допустить свободу мнений даже в жестких идеологических рамках основных пропагандистских нарративов для Путина невозможно.
"Кремль не может позволить плюрализма даже среди своих. Для него свобода мнений равнозначна хаосу и приводит к распаду государства", – уверен публицист. Отсюда он делает вывод, что между горькой правдой и репрессиями Кремль обязательно выберет репрессии, в этот раз уже в отношении "своих". От себя добавим, что иного пути у властей просто не остается, потому что даже поддерживающая войну часть общества начинает требовать коренных реформ, которые в выстроенной Путиным системе попросту невозможны.
Подобная тенденция поиска "скрытых врагов" и требований новых чисток уже проявляется. Участники топового пропагандистского шоу "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым", к примеру, открыто призывают ввести понятие "пособник врага", которое относится уже не к противникам к войны, а к тем, кто "мало сделал для победы", в первую очередь, к чиновникам. По их мысли, даже те, кто вовремя не проявил инициативы или не подписал какой-то документ, тем самым уже "работают на врага".
Им вторит и прокремлевский экономист Михаил Хазин, заявивший в эфире радио "Спутник", что среди российских чиновников есть сторонники Украины. Евгений Пригожин пошел еще дальше и призвал к "срочным сталинским репрессиям" против бизнес-магнатов, которые не проявляют достаточного энтузиазма в поддержке военных действий. По словам американских журналистов, подобные заявления вызвали тревогу в российских элитах.
Соответственно, российские чиновники и близкие к ним эксперты пытаются защищаться, "переводя огонь" на внешнего врага, в данном случае – на покинувших Россию оппозиционеров, которые, хоть и находятся за рубежом, якобы "продолжают вредить".
Однако даже в случае усиления гонений на политэмигрантов, очевидно, что критикам системы среди лоялистов также не избежать репрессий. Нет сомнений в том, что большинство российского общества, на практике сталкивавшееся с беспределом и коррупцией чиновников, на начальном этапе поддержит чистки в адрес власть предержащих и их приближенных. Но практика показывает, что со временем репрессии, как и мобилизация, охватывают все большее количество людей.
! Орфография и стилистика автора сохранены