Несколько дней назад уважаемый Эль Мюрид опубликовал статью, в которой расписал происходящее в Китае ("система кредитов" и проч.) в преддверии 20-го съезда КПК. Скажу правду, эта статья меня насмешила.
Для начала рассмотрим "иерархию власти" в России, Америке и Китае.
В России верхние 30 мест занимают патентованные гэбэшные упыри (с малой добавкой армейщины).
Что касается Америки, то здесь свое веское слово сказал еще Марк Твен в 1868 году, когда опубликовал свой рассказ "История Великого Говяжьего Контракта". С целью получить деньги за поставленную армии говядину герой рассказа "прочесал" всю вашингтонскую иерархию, от №1 (президента) до примерно №148 (начальник отдела Всякой Всячины — Odds and Ends — в Министерстве Финансов).
Сейчас, 154 года спустя, эта иерархия несколько изменилась, но едва ли значительно. В вашингтонской "верхней сотне" много людей приятных, в основном это люди честные, но по крайней мере к 90 из них относится формула Хаджи Насреддина (после осмотра Дивана эмира Бухары): "Не вижу я здесь лиц, украшенных печатью мудрости".
Я знаю что пишу. С мая 1995 года по ноябрь 2005 года я побывал в Вашингтоне не менее тридцати раз, прошерстил Вашингтон не хуже героя Марка Твена, а затем наблюдал за переменами в столице из Миннеаполиса.
Посмотрим на иерархию власти нынешнего Китая. №1 — это Си Цзиньпин, №2 — премьер Госсовета Ли Кэцян, №3 — председатель парламента — Ли Чжаньшу. Самое интересное начинается после "верхней тройки". Имен приводить не буду, сами посмотрите.
№4 и №5 — председатель Комитета Здоровья, Санитарии и Медицины (учреждение с диктаторскими полномочиями, сумевшее подавить Ковид) и председатель Комитета Реформы и Развития.
№6 и №7 — председатель Народного Банка Китая (центральный банк) и Министр Финансов (без денег никуда).
№8 — Министр Промышленности и Информационных Технологий (он курирует всю китайскую промышленность и половину науки).
№9 и №10 — Министр Науки и Техники и Министр Образования.
№11, №12, №13 — Председатель Всекитайской ассоциации науки и техники, Президент Академии Наук Китая (до недавнего времени Бай Чуньли) и Президент Академии Инженерных наук.
В течение нескольких лет я отслеживал работу Бай Чуньли, президента АН КНР (Academia Sinica). В конце мая этого года его заменил Хоу Цзяньго (Hou Jianguo), до этого вице-президент Академии. При этом не произошло снижения значимости этого поста (очевидно, №11 или №12 в официальной иерархии). От Академии Наук исключительно много зависит в рамках наращивания и использования интеллектуального потенциала, что является для нынешнего Китая Задачей №1. Да и влияние Академии в сфере высокотехнологичных предприятий и высокотехнологичного сектора в целом (обеспечивающего по меньшей мере 12% ВВП Китая) чрезвычайно велико.
А где же министр обороны, министр общественной безопасности (МВД) и Министр госбезопасности? Наконец, где министр юстиции и генпрокурор? А они находятся ниже. В течение многих лет все эти ведомства и их высших чиновников отучали от самостоятельного участия в Большой Политике. "Выполняйте приказы и не высовывайтесь!"
Меня могут спросить: а как же Политбюро КПК, в первую очередь Постоянный Комитет Политбюро (кажется, семь человек, включая Си Цзиньпина)? Вспомните "Швамбранию" Льва Кассиля и используемую одним из гимназистов классификацию: "начальство твердое, жидкое и газообразное". "Твердое начальство" перечислено выше.
Такая иерархия власти резко отличается и от американской, и от российской. Эта структура власти, как и вся внутренняя политика Китая, подчинена одной цели: мобилизация интеллектуального потенциала Китая и максимально эффективное использование этого потенциала для модернизации экономики и общества. Сюда же — по крайней мере на 90% — относится и "система социальных кредитов".
В качестве примера посмотрите статью и вообще поищите в рамках china.org.cn.
Да, эта тема меня очень интересует. Шесть с лишним лет, с февраля 1986 по октябрь 1992 года, я работал старшим научным сотрудником в Президиуме АН СССР. Чудесные люди, но... ввиду структуры советской системы, довольно беспомощные. В целом АН СССР была "могучей головой без тела". А о ее жалком "остатке" РАН — я даже говорить не хочу.
Часть читателей, вероятно, взвоет. А ведь я объясняю азы. Ведь уже несколько десятилетий (с 1985 года) я изучаю научно-техническую сферу Китая! Защитил по "наукоемкому сектору экономики Китая" кандидатскую диссертацию в ЦЭМИ АН СССР в конце 1991 года. И это было только начало.
Да и китайскую экономику в целом я, смею утверждать, знаю неплохо. Возможно, я чуточку ошибся в приведенной выше иерархии. Лишь чуточку.