Сейчас, в понедельник 1 августа, когда я пишу эту статью, еще ничего точно не известно. Состоится ли визит во вторник 2 августа некой высокопоставленной дамы из Вашингтона на Тайвань? Прилетит ли она на Тайвань на американском военном самолете или на частном самолете? Встретится ли она с некой высокопоставленной тайбэйской дамой в главном правительственном дворце Тайбэя или еще где-нибудь? Нанесут ли военные самолеты НОАК удар по самолету высокопоставленной вашингтонской дамы в момент его подлета к Тайваню? И будет ли это удар средствами радиоэлектронной борьбы или ракетами и снарядами?
Перерастет ли удар НОАК по самолету "выкопоставленной вашингтонки" в военный конфликт Америки и Китая? И самое главное: даже если во вторник 2 августа ничего серьезного не случится рядом с Тайванем не случится, каким будет ответ Пекина в предстоящие месяцы?
В любом случае сейчас стоит вспомнить некое событие 1 апреля 2001 года в Южно-Китайском море, недалеко от побережья Китая. А именно, капитан ВВС НОАК Ван Вэй, пилотировавший самолет типа J-8 после опасных маневров столкнулся с американским разведывательным самолетом ЕР-3. Ван Вэй погиб, а самолет ЕР-3 с 24 членами экипажа (21 мужчина и 3 женщины) на борту совершил вынужденную посадку на территории Китая. Они провели 10 дней в плену, затем их вернули Америке. Из самого самолета вынули всю шпионскую начинку, а самолет разрезали на части и тоже вернули. На протяжении этого месяца мировую политику трясло, а нью-йоркская фондовая биржа сильно просела.
Совершенно очевидно, новая республиканская администрация Буша-младшего (начавшая свой срок в январе 2001 года) решила "прощупать" Китай. И хорошо напоролась. Больше администрация Буша-младшего таких экспериментов, в 2001-2008 годах, не проводила.
Добавлю, что J-8 представлял собой несколько модернизированную копию советского МИГ-21, созданного в конце 1960-х годов. Китайские и израильские конструкторы тайно создали его в Сингапуре в 1975 году (все правда!) на основе МИГ-21, целых и разбитых, захваченных в войне Судного Дня 1973 года.
Следует подчеркнуть, что в 2000 году ВВП Америки превысил 8 триллионов долларов, а ВВП Китая в 2000 году (официальные данные в пересчете по текущему курсу) едва превысил 1 триллионов долларов. С учетом "серого сектора" (сознательно неучтенного китайской статистикой), реальный ВВП Китая, возможно, приблизился в тот момент к 1,2 триллионам долларов.
Что также важно (по крайней мере, с моей точки зрения), Совокупная Национальная Мощь (СНП, Сomprehensive National Power, Zonghe guoli по-китайски) Америки составила в 2000 году 114 триллионов долларов, а СНП Китая лишь 62 триллионов долларов. (Расчет был проведен Группой Стратегии Устойчивого Развития (ГСУР) АН Китая в 2003 году. Здесь тоже использовались текущие обменные курсы.)
К середине 2022 года НОАК избавилась от моделей J-8. Теперь самой примитивной военной машиной является J-10 (модернизированный СУ-27); также имеются J-15 (улучшенные СУ-34) и "невидимки" J-20. ВМС и Сухопутные силы Китая тоже прошли за 20 лет капитальную модернизацию. А интеллектуальный потенциал НОАК вырос в десятки раз (если судить по количеству магистров и докторов военных наук, числу высококвалифицированных IT-специалистов и по другим главным показателям).
ВВП Китая в 2021 году, в текущих ценах и обменных курсах, превысил 17 триллионов долларов, но это составило не более 60% реального ВВП (Бюро Статистики Китая нахально прячет еще 40% (впрочем, Мировой Банк и МВФ против этого ничего не имеют). В итоге, реальный ВВП Китая превысил 28 триллионов долларов – против 23 триллионов долларов ВВП США. Не верите? Тогда сравните потребление электроэнергии, цемента, стали и цветных металлов, а также интегральных схем в Америке и в Китае, а заодно продажи легковых автомобилей в двух странах.
А если сравнить производство и потребление программного обеспечения, число пользователей связи 5-го поколения и другие чисто интеллектуальные показатели... но не будем о грустном. (Я же гражданин Америки!)
Что же касается Совокупной Национальной Мощи (СНП), то СНП Китая (по моим собственным оценкам, базирующимся на методологии ГСУР) в 2020 году превысил 300 триллионов долларов, несколько опередив СНП Америки.
Словом, обострение отношений с Китаем чревато для Америки крайне неприятными последствиями. Ладно, будем надеяться, что нас ждет что-нибудь вроде "инцидента 1 апреля 2001 года" и его последствий, не тяжелей.
Но что гораздо хуже, у Америки и ее ближайших союзников, в случае серьезного ухудшения отношений с Китаем, практически не останется сил и средств для военно-экономической помощи Украине. То есть лучшего подарка для Путина, чем визит "вашингтонской дамы" на Тайвань и ее официальная встреча с "высокопоставленной тайбэйской дамой", просто не придумаешь!
Наконец, скажу, что означает название статьи на китайском – "две старые задницы". Думаю, это вполне корректно, принимая во внимание общий расклад.