Все верно написал Антон Долин об отказе в прокате фильму Пола Верховена "Искушение", но осадок недоговоренности остался. Недоговоренности и умолчания о том, что случившееся — вполне закономерно.
"Но я не понимаю, как можно подобное стерпеть и проглотить", — с горечью пишет автор. Разделяя его горечь и возмущение, все же замечу.
Еще осенью 1999 года россияне стерпели и проглотили взрывы собственных домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, а также "учения" в Рязани, которые все сказали об авторстве этих "учений" и взрывов тем, у кого извилины в голове не от того, что кепка примяла. И не просто стерпели и проглотили, а спустя полгода после этой трагедии с небывалым воодушевлением и энтузиазмом выбрали бывшего шефа конторы, организовавшей эти взрывы, в президенты — хотя для особо недогадливых в передаче НТВ "Рязанский сахар" накануне выборов популярно разъяснили, чьих рук были эти взрывы. Да и без этой передачи, и даже без осознания факта авторства этих взрывов — разве недостаточно в перестройку было публикаций о кровавых преступлениях ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ, "руссиш гестапо", чтобы понять, что ни при каких условиях нельзя его директора выбирать в президенты страны?!
Но выбрали, хотя тогда, в 2000-м, чтобы избежать этого трагического поворота в судьбе России, да и всего мира, не нужно было никакого героизма — достаточно было НЕ ВЫБРАТЬ этого человека, отдавая себе отчет в том очевидном факте, что шеф гестапо во главе России — это будет ужас без конца, в любой момент могущий стать ужасным концом.
Далее, все двадцать уже с лишним лет служения этого шефа "руссиш гестапо" на галерах россияне в режиме нон-стоп только и делали, что терпели и проглатывали (или, как вариант, проглатывали и терпели): вторую чеченскую с десятками тысяч убитых, брошенных на произвол судьбы моряков "Курска", потравленных газом людей в "Норд-Осте", сожженную напалмом школу в Беслане, политические убийства — от Политковской и Литвиненко до Бориса Немцова, международные преступления: Грузия, Украина, Сирия, опять десятки тысяч убитых... Вот это действительно был "позор... для всей страны", все время правления Путина должно было быть "очень, очень стыдно". Но большинство россиян нисколько не рефлексировали по этому поводу и преступлениями все это вовсе не считали — наоборот, гордились, что Россия так круто встает с колен.
Большинство россиян до сих пор не видят связи между тем, что Путин творил и творит на международной арене, — и все более катастрофической ситуацией в самой России, все более скукоживающегося, для тех немногих, для кого это важно, пространства свободы.
За время правления Путина по всему миру, но и в самой России (в одной Чечне сколько!) им были убиты десятки тысяч людей — не в киношной, а в самой что ни на есть реальной реальности! Понадобился запрет фильма, чтобы российские деятели культуры заметили, наконец, наступление властей на свободу и демократию, за которое им только теперь стало стыдно. Ну расскажите об этой так потрясшей вас проблеме матерям, женам и детям убитых украинских солдат.
На фоне всего этого Апокалипсиса запрет какого-то фильма, ей-богу, представляется сущей мелочью. Причем более чем закономерной.
Чего по волосам-то плакать, если голову сняли, причем сами себе сняли?