Дело "Седьмой студии" длилось три года. На заседаниях были просмотрены многочасовые постановки и перформансы, зачитаны личные переписки, выслушаны десятки свидетелей, а также был арестован рояль. Закончилось всё тем, что суд полностью признал виновными Кирилла Серебренникова, Юрия Итина, Алексея Малобродского по ч. 4 ст. 159 и Софью Апфельбаум по ч. 1 ст. 293 УК РФ. Всем, кроме Апфельбаум, судья назначила условные сроки. Суд переквалифицировал статью Апфельбаум на "Халатность". Судья посчитала, что она не знала о "преступном умысле остальных фигурантов".
Итину, Серебренникову и Малобродскому нужно будет выплатить Министерству культуры "украденные" средства — 128,9 млн рублей.
Поддержать фигурантов на "решающее" заседание пришло больше 1000 человек.
Дело "Седьмой студии"
23 мая 2017 года силовики нагрянули к режиссеру и художественному руководителю "Гоголь-центра" Кириллу Серебренникову. Обыски проходили в самом театре и дома у художественного руководителя. Следственный комитет опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось о возбуждении уголовного дела по факту хищения бюджетных средств. В ведомстве заявили, что НКО "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год похитила 128,9 млн рублей бюджетных денег.
Затем последовали аресты. На следующий день после обысков задержали генерального директора Юрия Итина и главного бухгалтера Нину Масляеву. Вскоре Итина перевели под домашний арест, а Масляеву поместили в СИЗО.
Позже Масляева согласилась работать со следствием. Она была единственным фигурантом дела, который признал вину. Её дело вывели в отдельное производство. Всё, что она рассказала во время процесса, — это то, что происходило обналичивание денег.
Остальные фигуранты дела говорили, что все обналиченные деньги строго учитывались в кассе.
Через месяц после первых арестов задержали бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского. На заседании по аресту следователь заявил, что спектакль "Сон в летнюю ночь", на который государство выделило деньги, не был поставлен. Притом что он шел и во время всего процесса. Доказать его существование предлагали сотни людей, которые видели спектакль.
Малобродский находился в СИЗО больше всех — 10 месяцев. За время процесса он был два раза госпитализирован в тяжелом состоянии.
В августе в Санкт-Петербурге задержали Серебренникова. Затем была задержана последняя фигурантка дела — директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум.
Всем фигурантам было выдвинуто обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере). Министерство культуры подало иск в связи с тем, что "Седьмая студия" якобы похитила 133 млн рублей, которые выдало ведомство на проект "Платформа".
Проект "Платформа" существовал с 2011 по 2014 год. Его основал Серебренников на базе собственного курса школы-студии МХАТ. В рамках проекта были поставлены и показаны десятки спектаклей и перформансов. В создании проектов участвовали зарубежные артисты, например французский режиссер Давид Бобе.
Спектакли, которые были поставлены в рамках проекта "Платформа", получали награды. К примеру, спектакль "Отморозки" в 2011 году получил Гран-при Международного фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей "Твой шанс" и спецприз Союза театральных деятелей. В 2012 году "Отморозки" получили награду за "Лучший спектакль малой формы" на премии "Золотая маска".
Одна из экспертиз, которая проводилась по ходатайству судьи Ирины Аккуратовой, доказала, что затраты на проект были больше выделенных средств. "Осуществление проекта "Платформа" было значительным культурным явлением", — заявляла судья во время оглашения экспертизы.
Экспертиза гласила, что на "Платформу" было затрачено 260 млн рублей, а с учетом налогов — более 300 млн рублей. Государство выделило за весь период лишь 216 млн.
На основе этой экспертизы судья передала дело обратно в прокуратуру. Прокуратура решение обжаловала, и процесс начался сначала. К этому моменту все фигуранты находились под подпиской о невыезде — каждый вернулся к работе.
На первом же заседании "нового" процесса судья Олеся Менделеева сообщила, что заседания будут проходить каждый день с 9:00 до 18:00. Также была назначена новая экспертиза, согласно которой расходы на театральный проект "Платформа" были завышены в 2,5 раза. Адвокаты заявляли, что эта экспертиза ангажирована, так как в ней принимали участие эксперты, связанные с Министерством культуры. В частности, Ольга Королёва — она работает в ГИТИСе, руководителем которого является Борис Любимов — отец министра культуры Ольги Любимовой. Сторона защиты также заявляла об отводе эксперту Елене Баженовой — она работает в МХАТе им. Горького. Её непосредственный руководитель Эдуард Бояков заявлял в средствах массовой информации, что "250 миллионов на проект “Платформа” не просто много, это нечеловечески много".
За время процесса Серебренников поставил балет "Нуреев", за который получил "Золотую маску". Режиссера удостоили французского Ордена Искусств и литературы.
Также он и Апфельбаум получили международную премию Станиславского. Серебренников выиграл в номинации "Событие сезона" со спектаклем "Барокко", поставленным в "Гоголь-центре". Апфельбаум и театральный продюсер Давид Смелянский получили приз в номинации "За организацию театрального дела".
Российское и зарубежное театральное сообщество неоднократно заявляло о необходимости прекратить уголовное преследование.
Французская актриса Изабель Юппер высказывала слова поддержки Серебренникову. "Господин Путин, оставьте его в покое! Лучше сходите на его спектакли", — заявляла актриса.
В последний раз более 3,7 тысячи деятелей культуры просили нового министра культуры Ольгу Любимову отозвать иск.
С самого начала было понятно, что дело политическое. Почти все политические дела в России являются иллюстрацией к произведению Франца Кафки "Процесс" с элементами из Джорджа Оруэлла. Спектакли, афиши и проданные билеты — против слова прокурора, который говорил, что такого спектакля не было, а все деньги были расхищены. Кто-то умудрялся верить в это некачественно сшитое дело. Среди тысяч комментариев со словами поддержки был и тот, что гласил: "Вор должен сидеть в тюрьме". На приговор даже пришел мужчина в футболке с такой надписью. Сел он поближе к видеокамерам, чтобы по федеральным каналам была "красивая" картинка, где "милосердный" суд сжалился над преступниками.