Есть памятники, которые волнуют и притягивают взгляд. К ним я бы отнёс фигуру Клауса фон Штауффенберга, установленную в Берлине, во дворе бывшего штаба войск, где он был расстрелян в 1944 году. (Речь о всем известной истории покушения на Гитлера группой военных).
В 1952 году был заложен камень. А через год мэр Берлина открыл памятник, созданный Рихардом Шайбе (Richard Scheibe), бронзовую фигуру молодого человека со связанными руками.
Удивительно, конечно, что это работа 1953 года.
В наготе героя - уязвимость, жертвенность, беззащитность одиночки перед молохом системы. Уязвимость, которая контрастирует с непокорностью жеста и спокойствием лица. (Мы прекрасно знаем по своей эпохе, что система может унизить и убить, но не сломать).
Это та библейская, "святая" нагота, которая является метафорой телесной уязвимости и силы духа. Христианская идея жертвенности.
Этот гуманистический смысл особенно интересно здесь увидеть, поскольку памятник Штауффенбергу возник в рамках той эстетики мужской обнажённой натуры, к которой был неравнодушен нацистский режим.
Наряду с Арно Брекером и Йозефом Тораком (фаворитами Гитлера), Шайбе работал в рамках концепции "нацистского тела". Героически-холодное, нагое, агрессивное и а-сексуальное. (Зигфрид - идеальная модель).
На всемирной выставке 1937 года германский павильон с нагими "Товарищами" - противостоял знаменитой мухинской паре, но сексуальность была под запретом в обоих случаях. "Рабочий и колхозница" не глядели друг на друга (серпом махать - важнее), - а парочка голых нацистов вряд ли помышляла об интиме (за это недавно прикончили Рёма). Рукопожатие "товарищей" - не более того.
Нагота нацистских персонажей, полностью лишённая "личных" моментов, принадлежала фюреру и нации. Шайбе вполне вписывался в эту эстетику. В рейхе он успешно выставлялся, получая разные заказы.
Еще в 1926 году ему был заказан памятник первого рейхсканцлера Фридриха Эберта (напоминает Вики). Это была бронзовая фигура нагого (разумеется) юноши, установленная на фасаде церкви. С приходом нацистов к власти в 1933 году фигура была уничтожена. Впрочем, травля быстро завершилась и в 1937 году скульптор получил звание профессора.
В 1935 он создаёт "Выздоравливающего", видимо, готового к новым боям (юная "бестия" чуть отощала, но набирается сил). Хотя, в отличие от героев Торака, надо признать, что молодой человек - не обязательно фанатик. Скорее, это образ юности в эпоху рейха. По-своему романтик - на пороге нацистской "зрелости".
В августе 1944 Гитлер включил Шайбе в список "божественно одарённых", что освобождало его от фронта. И по стечению обстоятельств, именно в этом году, тем же летом, был расстрелян Штауффенберг, - что придаёт авторству Шайбе особый смысл...
Возможно, это покаяние одной части Германии - перед той, которая посмела сопротивляться. Не просто скульптура, а личный жест автора..
В фигуре Штауффенберга уже нет ничего холодного и "героического". Это нагота не "победителя", - но жертвы и победителя в одном лице. (Преодоление нацистской эстетики углубляет взгляд художника).
Интересно, что фигура "жертвы-победителя" универсальна для тоталитарной эпохи. Этот памятник мог бы стоять на Лубянке, в любом советском и нацистском концлагере, потому что пытки, истребление плоти и героизм духа - общая, глобальная тема ХХ века.
Но именно мужская нагота в немецком искусстве - становится удивительной площадкой для быстрой смены противоположных по духу эстетик. В этом её уникальность.
То, что в конце 30-х было эталоном "солдата империи" (доминантного самца) и мифологического Воина (персонажи голого "Товарищества" Торака и бесчисленные Зигфриды), - после 45-го быстро превращается в тему бронзовых спортсменов, пловцов и актёров...
Нагота "гуманизируется" просто на глазах, обретая личностную сложность. На смену агрессии приходит личность, внутренний конфликт, открытый эротизм и эстетика спортивного тела.
Арно Брекер, воспевавший типаж победителя у стен имперской канцелярии, после разгрома режима переключился на атлетов (поскольку спорт - метафора войны). Он выполняет портрет Сальвадора Дали, двух геев - Кокто и Жана Марэ (впрочем, всё ещё похожего на Зигфрида).
Но думаю, что дело не просто в смене заказчика. Менялась картина мира.
Прекрасная работа Шайбе, памятник Штауффенбергу - это дань памяти человеку, который будучи "предателем", "изменником", формально "террористом" и нарушителем воинской присяги, - принёс себя в жертву во имя чего-то, что важнее перечисленного, вместе взятого.
Возможно, потому, что и сам Шайбе был лицом этого подлого времени, - у него получилось. Отличный, глубокий, достойный памятник.
! Орфография и стилистика автора сохранены