Прочел оптимистичную колонку Андрея Пионтковского о скорых тяжелых временах, ожидающих российских клептократов во главе известно с кем, когда США арестуют их активы в размере порядка триллиона долларов и вернут их российскому народу — так же, как они только что поступили в отношении Киргизии, вернув киргизскому народу украденные у него прежней администрацией Курманбека Бакиева 4,6 миллиона долларов (не правда ли, ошеломляющий размах воровства, особенно по российским меркам?).
Прежде всего: очень рад был бы разделить оптимизм уважаемого Андрея Андреевича по поводу скорого ареста активов российских клептократов, но что-то усердно озираюсь по сторонам и никак не нахожу поводов для оптимизма. Все подобные ожидания до сих пор оканчивались полным пшиком. Почему надо думать, что сейчас это закончится чем-то другим?
Ну да — "палата представителей Конгресса США потребовала от директора Национальной разведки США подготовить отчет об активах Владимира Путина" — ну и что?
Сам же автор вспоминает закон — закон, Карл! — от 2 августа 2017 года, который "воспринимался и в Вашингтоне, и в Москве как необратимый механизм санации криминальных "русских" активов общей стоимостью приблизительно в 1 триллион долларов". Согласно этому закону, финансовая разведка США не позднее 29 января 2018 года должна была представить Конгрессу "Кремлевский доклад" с поименным списком лиц, укравших у российского народа этот триллион. Чем все это закончилось, хорошо известно: министр финансов США Стивен Мнучин засекретил основную часть доклада, а то, что было опубликовано вместо реального списка главных воров России, наблюдатели тут же ернически окрестили "телефонной книгой администрации президента и правительства РФ". Почему надо думать, что хорошую в своей сути инициативу об активах Владимира Путина тот же условный (а может, и безусловный) Мнучин так же не засекретит или не выхолостит каким-либо другим образом?
В чем я солидарен с Андреем Пионтковским — это с тезисом о том, что, позволяя российским клептократам отмывать в США награбленное, "Запад получил и позор соучастия, и гибридную войну". Об этом, что Запад — соучастник путинской агрессии, я писал еще четыре года назад. За время этого соучастия в экономику США был влит триллион украденных у россиян долларов, которые, как признает автор, стали "ее органичным элементом", и "возвращать их сложно и болезненно". Это вам не мелочь, 4,6 миллиона, которые — верю! — "администрация США рада вернуть... киргизскому народу".
Ну так все это — лишние поводы для пессимизма относительно перспектив возвращения украденного. Во-первых, действительно, этот триллион — уже органичный элемент американской экономики. Во-вторых — вернуть теперь, после успешного освоения награбленного — это, пусть и косвенное, признание факта соучастия. Потому что сам по себе, без участия/соучастия огромной армии американских политиков, чиновников и промышленников, этот триллион влиться в экономику страны не мог. Понятно, что администрация США будет всячески сопротивляться признанию этого всем уже очевидного факта.
Замкнутый, точнее, порочный круг. США (Запад) слишком увязли в качестве подельников Путина, совершенных им преступлений. И без потери лица (и потерь экономических) им из этого, извините, дерьма, уже не выкарабкаться.
Блюсти честь, понимать, что это соучастие, нужно было смолоду, то есть как минимум пять лет назад. Тем более что их — Запад — предупреждали!
Ведь предупреждали же?!
Теперь, наверное, главное. Насколько правомочен в своей сути тезис о том, что США должны четко заявить, что они противостоят не российскому народу, а российской клептократии, ограбившей и продолжающей грабить этот такой доверчивый народ. И потому первому посткриминальному (постпутинскому, надо полагать) правительству России Америке следует передать все арестованные активы российских клептократов. И в качестве примера, которым надо вдохновляться, приводится вроде бы такой же случай возвращения награбленного киргизскому народу.
Но, простите, параллели между Киргизией и Россией, между киргизским и российским народами в принципе не корректны. А идея о полном возврате России активов обокравших ее клептократов — в сути своей порочна и несправедлива.
Киргизия не совершала международного разбоя, соответственно, киргизский народ также никаким боком не мог быть замешан в том, чего не было; их клептократы виновны лишь в ограблении собственной страны, поэтому вполне логично и справедливо, что украденное Бакиевом и Ко было возвращено киргизскому народу.
Но российская клептократия, помимо ограбления России, совершала преступления совершенно иного порядка. Прежде всего — международного. Российский народ — не единственный пострадавший от путинского режима. Более того, российский народ был соучастником преступлений путинского режима, когда большинством (в 84-94%) бурно ликовал по поводу "возвращения Крыма в родную гавань" и борьбы за "русский мир" на востоке Украины, а иные представители этого народа лично поехали убивать украинцев в борьбе за этот "мир".
Далее. Россияне не только обманываться были рады во всем, в чем их обманывали родные правители, но и не сильно возражали тому, чтобы быть обокраденными собственными кремлевскими ворами. Иначе как объяснить этот мазохизм: 99% россиян, как пишет Андрей Пионтковский, согласны с оценочным суждением Алексея Навального о том, что ограбившие страну "Дерипаска, и Вексельберг, и Ротенберги, и Шамаловы — враги России и ее народа" — в том числе с этим суждением согласны 99% голосовавших за Путина. То есть они воры, они враги России, мы это понимаем, но все равно голосуем за их пахана.
Могу согласиться с тем, что в тактических целях США, возможно, и должны заявить, что они противостоят не российскому народу, а правителям России — чтобы отбить обвинения российских пропагандонов в русофобии (хотя те все равно будут об этом трындеть) и заручиться симпатиями российского населения своим действиям (хотя и в этом отношении я пессимистичен — население, скорее, по привычке поверит все тем же пропагандонам).
Но я категорически не согласен в принципе говорить об отсутствии всякой вины и ответственности, исторической ответственности российского народа за преступления, совершенные их правителями. Я гражданин Украины, я родился в Украине и прожил в ней большую часть жизни, и я не готов выписать россиянам индульгенцию за их массовую поддержку преступлений российского режима, в частности убийства более 10 тысяч украинских граждан. Здесь должна идти речь примерно о той же ответственности, какую понесли немцы после Второй мировой войны. Хотя в данном случае вина россиян усугубляется двумя факторами. Первый — у немцев практически не было других СМИ, кроме геббельсовских. К услугам россиян — интернет, кто хочет знать правду, тот ее знает. Второй — Гитлер не считал советских людей (русских) братским народом. Путин и сейчас называет украинцев братьями, и против братьев он совершил агрессию, а российский народ с энтузиазмом ее поддержал.
Поэтому из этого триллиона — если допустить, что США согласятся его вернуть — прежде всего должны быть выплачены репарации жертвам путинских агрессий — Украине, Грузии, Сирии (разумеется, после ухода Асада). Не может и не должно быть такого, что вся страна в имперском угаре ликовала, приветствуя военные авантюры своего фюрера, а после протрезвления претендовала на роль несчастной жертвы, которую, несмышленую, охмурил и под шумок имперского безумия ограбил коварный Путин. И которой, несмышленой жертве, надо немедленно вернуть награбленное — а не действительным жертвам путинских агрессий.
После пира во время имперской чумы неминуемо тяжелое похмелье.