Профессор психологии пишет на Quilette, что религия не является сугубо культурным продуктом, а фундаментально свойственна человеку, как потребность в обретении "смысла". Восприятие своей жизни в качестве осмысленного процесса - признак психического здоровья. Эта осмысленность помогает людям переживать стресс, мобилизовать силы для достижения целей. В итоге, люди привыкшие наделять свою жизнь смыслом, процветают и добивают успеха.
Отказ от традиционных религий, свойственный современному обществу, не стал отказом от веры. Год от года в западных странах растет число верующих в привидения, инопланетян, духовные практики и прочий нью-эйдж. Трансгуманизм - тоже форма религии, проповедующая телесное спасение через наступление технологической сингулярности. Борьба за "социальную справедливость", кипящая на левом фланге, отдает религиозным фанатизмом покруче, чем у любого евангелиста. А на правом фланге вовсю обожествляют Трампа и тому подобных граждан.
Можно добавить, что отличной иллюстрацией этих тезисов является история СССР. Сначала там искоренили традиционную религию, подменив ее верой в диалектический материализм и марксистский пантеон. Затем этот пантеон рухнул, оставив вакуум веры - здесь-то обладатели лучшего в мире образования понеслись заряжать банки от телевизора, становиться в очереди к экстрасенсам и вступать в секты одна другой краше. Конкретную религию можно искоренить, а вот религиозное мышление как такое никак не получается.
В конце автор пишет, что, дескать, традиционные религии лучше, т.к. они удовлетворяли потребности коллективистской части нашей психики. А нынешние субституты все сплошь индивидуалистичны.
Здесь уже можно поспорить: как раз заменившая собой религию политику идентичности потакает нуждам стадного чувства. Только если христианин прошлого ощущал свою принадлежность к большому христианскому миру (пускай и поделенному на десятки деноминаций), нынешний адепт политики идентичности должен отстаивать интересы своей малой группы в "олимпиаде угнетенных". Это такое новое язычество. Или новый трайбализм.
! Орфография и стилистика автора сохранены