Попытаюсь понять, почему в сегодняшней России так не любят ни Антикоммунистическую революцию 1989-93 годов, ни украинскую Революцию Достоинства.
Сейчас исполняется 100 лет кануна Февральской революции 1917 года, 28 лет со дня митинга учёных у здания Президиума Академии наук на Ленинском проспекте ("Золотые мозги") в поддержку выдвижения Сахарова народным депутатом СССР именно от АН СССР (чтобы не быть соперником Ельцину, идущему от Московского избирательного округа) и 3 года трагической кульминации Революции Достоинства - расстрелу Майдана крымским спецназом.
Для прояснения вопроса опять вернусь к своим теориям зеркал.
Сперва о "горизонтальном зеркале" разделяющим исторические (инверсионные) циклы. Суть этого "зеркала" в том, что в новом цикле все исторические развилки (бифуркации) разрешаются альтернативно тому, как это происходило в предыдущем цикле.
В 1988-93 годах российская интеллигенция и российская власть вели себя совершенно обратно тому, как это происходило в 1904-1907 годах. Поэтому вместо номинального поражения революции (столыпинского переворота), была победа над ГКЧП и произошло как будто весну 1917 года подклеили к лету 1907 года... В октябре 1993 мы увидели "победу Корнилова" и абортирование "Великого Октября"...
В результате мы 23 года живем в пошлом царстве торжествующей "либеральной" модернизации со всеми её отливами и приливами. И хотя мы получили самый длинный и самый спокойный либеральный период в отечественной истории, его вырождение и разложение служит небывалым контрастом предыдущему грандиозному историческому "прорыву". Получив в своей "альтернативной истории" триумфальный въезд Деникина в первопрестольную, мы получили заодно и деникинские войны в Чечне и за Киев.
Но есть ещё "зеркала вертикальные", разделяющие локальные цивилизации. Точнее, "камеры обскуры", благодаря которым другая культура выглядит перевёрнутым отражением.
Такое "зеркало", условно говоря, стоит на Днепре, разделяя Европейскую материнскую цивилизацию, в которую постепенно вошла Украина, и Русскую дочернюю цивилизацию.
Поэтому Революция Достоинства не просто продвинулась от тоталитарных и феодальных установок куда дальше российских событий четверть вековой давности, но она избавлена от главного кошмара русского либерализма - демофобии, страха перед "народным сталинизмом" и "русским фашизмом", которые заставили либералов пугливо спрятаться за спиной тоталитарных в своей сущности властных институтов и допустить возрождения номенклатурного принципа организации власти. В Украине и близко нет "Веймарского синдрома", но есть обычное западное разделение на умеренных и радикальных революционеров.
И вот этот успех украинцев, их национальная консолидация, их восточноевропейское уважение к интеллигенции и будит ту непрекращающую злобную зависть к ним, превратившуюся в какой-то гнойник русского интеллигентского подсознания, зависть, подобную той, которой десятилетиями изводили себя немцы, наблюдающие за перипетиями французских революционных событий.
Сейчас по-настоящему умные люди удивляются антиукраинизму русской интеллигенции, в раздувании коего активны как никогда русские с, как сказали бы в цивилизованном мире, украинскими этническими корнями, а евреи бы припечатали - "галутные украинцы" [не путать с выражением "диаспора", имеющим в Украине строго противоположное значение].
Поскольку я настаиваю, что "путинизм - это в своей основе интеллигентская форма рыночно-полицейского государства" ("Казус Прилепина, или Воссоединенная Россия"), то огромное значение для массовой идеологии приобрела интеллигентская мифология. А она почти полностью пронизана романтизированным имперством, политическим инфантилизмом и патернализмом. Причём, это даже имеет рациональные основания. Интеллектуалы привыкли чувствовать себя "солью земли", гардианами русской <дочерней> цивилизации, а политической формой существования локальной цивилизации является империи. И потом, интеллектуалов приучили к тому, что для властей они как жрецы для вавилонских аристократов (важные, но в отличие от своих египетских коллег - место знают), поэтому вся надежда на помощь - на государство.
Поэтому эти интеллектуалы никогда не простят украинцам Революцию Достоинства, показавшую всю тщету "цивилизационного" имперства и всю шаткость авторитаризма.
Я бы сказал, что такой интеллигентский антиукраинизм является калькой советского "антисионизма" 70-80-х, когда начавшееся в 1969 году движение за выезд в Израиль очень наглядно показало крах надежд на "светлое будущее", т.е. на полный и окончательный провал русского коммунистического мессианства.
А советский "антисионизм" был калькой антиполонизма XIX века, когда польский сепаратизм и бунтарство наглядно разоблачали фальшивость идей панславизма как возможности создать в Европе равномощную по культурному воздействию альтернативу "романо-германскому миру".
Тут я непривычно для себя ставлю телегу позади лошади и напоминаю о своём эссе годовой давности "Четыре травмы русской интеллигенции" - о причинах хронической болезни антизападничества, в котором перечисляю такие события как:
- Третья Французская революция 1848 года, сбросившая монархию (пока в России "сидели на попе ровно");
- Крымская война (мы Европу от Наполеона освобождали, а они не только поддержали поляков в 1830, но и сейчас не дали России Палестину и Сирию);
- Польское восстание 1863 (Россия семимильными шагами идёт по пути реформ, полякам дали прав поболее, чем им дали пруссаки, а они - сепаратисты и вся Европа их поддерживает);
- Восточная война 1878 года и главное - Венский конгресс 1879 (отобрали у России почти все плоды кровопролитных побед и не поверили, что воевали за свободу славянских братьев, а не за выкраивания себе ближневосточной империи)...
Вот так и мечется Великосакральная Россия между попытками удержать позиции в Восточной Европе и получить владения на Ближнем Востоке и Балканах... и обязательно сохранить принцип "легитимности" авторитарного управления.
! Орфография и стилистика автора сохранены