Интересно посмотреть, как СССР/Россия сами сделали из нейтральной (и даже ближе - к нейтрально-положительной) Турции противника.
СССР и Турцию связывал договор о дружбе, последний раз продлённый в 1935 году на десять лет. В ноябре 1945 его срок истекал. В марте 1945 туркам было заявлено, что договор больше не отвечает изменившейся обстановке и СССР его денонсирует. Когда турки попытались выяснить, на каких же условиях СССР согласен заключить договор о дружбе или о взаимопомощи, им были предъявлены территориальные претензии на районы Карса и Ардагана и требования советской базы в Проливах.
Турки, конечно, опешили. Во время войны они соблюдали нейтралитет, хотя страны Оси их активно подталкивали к войне. Неизвестно, как вообще сложилась бы ВМВ, начини Турция боевые действия на Кавказе. Скорее всего, мы потеряли бы бакинские месторождения, а это - смерть почти всех советских моторов войны.
Турки хорошо помнили, кто их спас в первой половине 1920-х, и сохраняли эту историческую память и в 1940-е.
СССР свои требования о возвращении Карса и Ардагана аргументировал просто: "отняли у нас, пользуясь временной слабостью" (эти аргументы пошли в ход в 1939-40, когда аннексировали З.Украину и З.Белоруссию, Прибалтику и Бессарабию). Требование базы в Проливах (и вообще контроль над Стамбулом) аргументировали как финнам в 1939-м - якобы Турция не в состоянии сама обеспечить их защиту.
Требования были выдвинуты в одностороннем порядке, без согласования с остальными членами "большой Тройки".
Заодно Сталин потребовал отдать СССР Ливию и развернул сепаратистское движение в северном Иране (хотел установить там сателлитную "социалистическую республику").
Англия и США понимали, что если Сталина вовремя не остановить, то Восточное Средиземноморье полностью окажется под его контролем (что в целом соответствовало планам Сталина - вспомним ещё его желание основать коммунистический Израиль).
Но главное - все эти территориальные претензии СССР не обсуждались на переговорах в Ялте, где США, Англия и СССР окончательно договорились о разделе европейского мира.
В итоге Сталин из заявленного не получил ничего. Из Северного Ирана пришлось уходить, Ливию не отдали, Израиль не стал коммунистическим сателлитом, а Турция из благожелательного для нас нейтралитета были выпихнута в объятия США и в НАТО.
Вообще же, вся эта история о том, что надо уметь вовремя останавливаться.
(И, похоже, сегодня мы наступили на те же сталинские грабли 1945-го в отношении Турции).
! Орфография и стилистика автора сохранены