Михаил Ходорковский поздравил с освобождением Евгению Васильеву, что на фоне жесточайшего приговора Олегу Сенцову у многих вызвало справедливое негодование и недоумение. Признаться, подобный шаг немало удивил и меня, однако все действия и заявления МБХ в течение последнего года показывают, что это поздравление отнюдь не случайно, а полностью вписывается в политическую стратегию Ходорковского.
Вчерашнее заявление МБХ - это очередное обращение к российским элитам с заверением их в неприкосновенности в случае отстранения Путина от власти. Это не первая попытка подать сигнал со стороны Ходорковского: его агитация на Западе, направленная на снятие санкций против российских чиновников, и тезис о невозможности возврата Крыма Украине в "обозримой перспективе" были призваны выполнить ту же функцию. Де-факто, сложилась ситуация, когда один из наиболее авторитетных представителей российского гражданского общества предлагает индульгенцию людям, принимавшим участие в конструировании существующего в России режима и являющимся его бенефициарами.
Подобная стратегическая линия, безусловно, содержит в себе рациональное зерно, так как раскол элит вполне может привести к отстранению Путина от власти, однако важно отдавать себе отчет в том, что стратегической задачей демократической оппозиции является построение в России правового демократического государства и недопущение очередного тоталитарного реванша. Для решения этой задачи недостаточно одной лишь замены "первого лица". Разложение российской государственности и деформация общественного сознания достигли уже такого уровня, что только полный демонтаж путинского режима, включающий окончательный разрыв с советским прошлым, наказание преступников от власти, проведение масштабной люстрации и, разумеется, полное следование нормам международного права (включая, разумеется, возврат Украине аннексированного Крыма), позволит сделать Россию цивилизованным государством, интегрированным в мировое сообщество.
В этой связи важно уже сейчас обозначить "красные линии", отделяющие тех представителей элиты, которые смогут рассчитывать на снисхождение, если активно поспособствуют бескровной смене режима, от тех, кто уже совершили слишком тяжкие преступления, исключающие прощение. Ко второй категории, безусловно, относятся те, кто напрямую причастен к военным интервенциям в Грузию и Украину, равно как и судьи, выносившие неправосудные приговоры Олегу Сенцову, узникам Болотной и другим политзаключенным, организаторы политических убийств, а также ОМОНовские командиры, руководившие силовым разгоном мирных демонстраций. Им ничего, кроме судебной скамьи и длительных сроков заключения, обещано быть не может. Кстати, руководивший Министерством обороны во время вторжения в Грузию Сердюков тоже относится ко второй категории, наравне со сменившим его в министерском кресле Шойгу, верным путинским нукером Кадыровым и многими другими.
Вместо того, чтобы провоцировать раскол правящей верхушки, посылаемые Ходорковским сигналы, напротив, создают у нее ложное ощущение безопасности, понимание того, что, как бы ни развивалась ситуация, всегда можно будет договориться с новой властью. Тем самым устойчивость режима только повышается. Напротив, обозначение оппозицией четких "красных линий" заставит тех представителей элиты, что еще не успели эти линии пересечь, трижды задуматься о том, стоит ли оставаться с Путиным до самого конца, не лучше ли покинуть тонущий корабль прежде, чем груз совершенных преступлений потянет их вместе с этим кораблем на дно.
! Орфография и стилистика автора сохранены