Пройдет лет двадцать-тридцать, и о крахе путинизма вдумчивые историки будут писать приблизительно так.
"Удивительно, насколько метастратегия Запада в его противостоянии России/СССР во время второй половины Холодной войны и при путинизме были схожи. Поклонник творчества Лиддел-Гарта определил бы эту метастратегию как "скифско-кутузовскую" и, если не учитывать массу исторических случайностей, всегда ломающих любые тщательно разработанные планы, производящую впечатление необычайно циничной, но необычайно эффективной.
Сравним. Конец 60-х годов 20 века. Несмотря на шокирующее подавление СССР и его сателлитами умеренных реформаторов в Чехословакии, Запад поддерживает инициативы Москвы по "мирному сосуществованию систем" и фактически признает все завоевания коммунистов в Европе. Через несколько лет Запад с минимальным сопротивлением отдает СССР бывшие французские колонии в Индокитае и бывшие португальские колонии на юге Африки. В СССР потоком идут западные технологии, кредиты и потребительские товары. СССР прекращает глушение большинства западных радиостанций, резко увеличивается выезд советских граждан за рубеж. Однако в начале 1980 года — из-за вторжения в Афганистан — на СССР обрушиваются прямые и косвенные санкции. К этому времени СССР уже не может существовать без потоков нефтедолларов. Вестернизированный советский протосредний класс возмущен убожеством своей жизни по сравнению с Западом, а традиционалистские массы возмущены быстрым ухудшением снабжения, коррупцией и социальной дифференциацией. Под их совокупными ударами коммунизм рушится.
Путинизм. Россия стабилизирует экономику за счет экспорта нефти и газа в Западную Европу и оказывается в огромной зависимости от закупок почти всего. Формируется значительный и влиятельный вестернизированный средний класс, практически вошедший в симбиоз с Западной Европой и США. Западная Европа и США всячески заигрывают с путинизмом, все больше втягивая Россию в Запад, особенно путем интеграции элит и среднего класса, симбиотического переплетения экономик. Когда начинается украинский кризис, путинизм преодолевает кризис поддержки со стороны и элит, и среднего класса за счет патриотической мобилизации. В этот момент Запад, усыпляя Москву потоком миротворческих инициатив, производящих впечатление предательства Украины, дает возможность Киеву подавить сепаратистов. После этого путинизм попадает под давление как вестернизированного среднего класса, который не может ему простить перспектив краха своего европейского образа жизни, так и традиционалистских слоев, мобилизованных на патриотизм и столкнувшихся с тем, что их обманули как детей. Дальнейшее читателям известно".