В своем изложении "Доктрины Милошевича для России", говоря о задаче "последовательно, настойчиво и бесстрашно, не пряча голову в песок и не оставляя задницу наружу, бороться за территориальную целостность нашего государства", В.Путин не сказал, какое именно государство он считает "нашим". Из контекста его комментария, посвященного деятельности М.Горбачева, мною было сделано предположение, что В.Путин имел в виду СССР по состоянию на 1991 год.
Однако, исходя из той же логики, строго говоря, нет никаких противопоказаний не считать "территориями нашего государства" также и другие территории, когда-либо находившиеся под контролем Российской империи/СССР. По крайней мере такое понимание "нашего государства" представляется вполне логичным и не более противоречивым, чем территория собственно СССР.
Не исключено, что такое понимание "нашего государства" разделяет и В.Путин, говоря о нынешней территории Российской Федерации как всего лишь об "оставшейся части России". Очевидно, что если нынешняя РФ — это "оставшаяся часть России", то за ее пределами оказалась т.н. "неоставшаяся часть России".
Ностальгическим чувствам В.Путина вторит и статья "Территориально-политическая экспансия СССР" в русскоязычной Википедии, содержащая скромное примечание под номером [4]: "Коричневым цветом выделены территории, утраченные Россией в настоящее время".
Список некоторых из них, воспроизводимый из упомянутой статьи, следует ниже.
Очевидно, позиция В.Путина была бы еще более принципиальной и еще более последовательной, а также, возможно, и более привлекательной для некоторых из "оставшихся" российских граждан, если бы она провозгласила "последовательную, настойчивую и бесстрашную борьбу за территориальную целостность нашего исторического государства", нацеленную на возвращение в "лоно России" всех "территорий, утраченных Россией до настоящего времени".
Поскольку в отличие от прошлых десятилетий и веков немало нынешних российских граждан не понаслышке, а воочию познакомились не только с Абхазией и Южной Осетией, Крымом и Одессой, но и с такими "исконно русскими землями", как Аланды и Готланд, Мекленбург и Ольденбург, Голштиния и Фрисландия, Холм и Перемышль, Белосток и Краков, Валахия и дельта Дуная, Северная Норвегия и Северный Иран, Баязет и Карс, Кикладские и Ионические острова, Бейрут и Джибути, Маньчжурия и Ляодун, Аляска и Гавайи, то такой План Путина по восстановлению "территориальной целостности нашего исторического государства" мог бы найти искренний отклик в сердцах некоторых российских граждан.
Что, правда, до конца неизвестно, так это то, сколько самих этих российских граждан при практическом осуществлении такой программы останется в живых — как на "неоставшейся", так и на "оставшейся" территории России.
Некоторые "неоставшиеся" (утраченные) территории России.
Источник.
! Орфография и стилистика автора сохранены