Статья одного из членов руководства либерального Движения "Солидарность" Александра Лукьянова по вечному поводу "282-ой статьи УК" меня огорчила. Наигранной наивностью. Если бы автор принадлежал к "народно-патриотам" или "национал-демократам", я бы не удивлялся. Но от собрата-либерала ждешь рациональности, а также некоторых познаний в области истории и права. Коллега Лукьянов выступил за исключение из уголовного кодекса наказания за разжигание групповой (расовой, национальной, религиозной, социальной) ненависти и вражды, за унижение достоинства в связи с принадлежностью к группе. Предложив заменить их моральным осуждением разжиганта и саморегулированием гражданского общества.
Прежде всего, никакой моральной нормы в нашем обществе нет. Это на Западе носитель людоедских взглядов подвергается настоящему остракизму. В России он всегда найдет обширную эконишу поклонников. Нет у нас и гражданского общества – за исключением гоняемых прокуратурой НКО, закрываемых прокуратурой СМИ и нерегистрируемых Минюстом или закрываемых прокуратурой партий.
Поэтому может быть два варианта. Первый — государство преследует, в том числе, и распространение человеконенавистнических взглядов. Второй — государство этого не делает.
Сперва правовой аспект. Российская конституция прямо запрещает распространение таких взглядов: "2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства" (статья 29)".
Если нечто запрещено Основным законом, то должна быть санкция за нарушение. Это запрет прямо вытекает из норм международного права: "1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. (Статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года).
В США, который вечно ставят в пример Первой поправкой, "преступления ненависти", т.е. мотивы группой вражды (к любому меньшинству) при совершении преступления – весьма и весьма отягчают приговор. Одновременно в США очень распространено преследование расистов (в расширительном толковании этого слова, включая гомофобию) гражданскими исками, чего у нас невозможно.
Разумеется, можно практически полностью легализовать пропаганду ненависти – постановление Пленума Верховного суда РФ, предельно сужающее применение запрета; смягчение санкции до символической… Тогда мы вернемся в мир до 1945 года. Как известно, если в западных странах и ограничивалась свобода слова, то только в случае критики властей или господствующей идеологии (включая правящую церковь). Такие ограничения трактовались как признак авторитаризма, полицейщины и прочего попрания демократических прав. Поэтому на Западе бушевала расистская пропаганда. В прямом и косвенном виде. В США – антинегритянская. В Европе – антисемитская. Например, с ноября 1918 по январь 1933 год в Германии самая разнузданная антисемитская пропаганда никак не ограничивалась. После 9 мая 1945 года она оказалась вне закона.
Когда сбудутся чаяния академической общественности и у нас отменят ЕГЭ, то вопрос на госэкзаменах по новейшей истории может звучать приблизительно так: "Что произошло в 1945 году, после чего в Германии запретили публичное выражение ксенофобских взглядов?". При сохранении ЕГЭ может быть три варианта ответа: а) покончил с собой Гитлер; б) американцы создали атомную бомбу; в) советские войска в январе, а союзные в апреле заняли территории, на которых были лагеря смерти, со следами уничтожения миллионов людей.
Если бы в Веймарской Германии был аналог 282-ой статьи, то Гитлера, Геббельса, Розенберга, Штрайхера посадили бы на пару лет уже начале 20-х, и никакого НСДАП у власти бы не было. И все бы остались живы, включая вышеперечисленных господ. А то пришлось вешать в Нюрнберге. И ведь только за слова, за выражение субъективных, оценочных мнений…
Сейчас, когда по стране пошла мощнейшая ксенофобская волна, которая идет по знаменем "очищения" России от "инородцев и иноверцев" и которая уже привела к цепной реакции погромов, легализация расистской пропаганды приведет к тому, что антикавказские и антиисламские призывы покроют инет, стены домов и полосы желтой прессы. И воспоследует вполне содержательный ответ противной стороны. А потом от слов перейдут к делу.
282 статью называют "русской", точно так же как 228-ую (наркотики) – "народной" и "молодежной". Это притом, что сторонникам радикального или "чистого" ислама экстремизм вменяют с большим удовольствием. Значит, среди общей массы ксенофобской пропаганды преобладает именно ненависть к этническим меньшинствам. Случаи же преследования блогеров из национальных меньшинств, написавших, что доколе их древний и гордый народ будет стенать под игом этих…, единичны.
Единственный недемагогический выход из ситуации – это добиваться ограничения диспозиции статьи 282 УК РФ рамками формулировок второй части 20 статьи Международного пакта. С учетом установленного Конституцией РФ (ст. 14) приоритета международного права над внутрироссийским.