Президент России Дмитрий Медведев 12 ноября выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Второе по счету послание Медведева, как и первое, вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Мы попросили политиков и экспертов оценить инициативы президента.
Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко":
— Послание Медведева производит, как всегда, противоречивое впечатление. С одной стороны, он сказал много правильных слов, а с другой — может все остаться, как есть. Очень насторожило то, что Медведев не дал жесткой оценки фальсификации выборов 11 октября. На мой взгляд, фальсификаторы заслуживают такого же отношения, как и бандиты на Северном Кавказе, так как первые в не меньшей мере подрывают страну.
Можно приветствовать самые первые слова Медведева о том, что модернизация должна производиться на основе демократических ценностей, однако этот тезис не получил дальнейшего развития. Медведев выдал желаемое за действительное, когда заявил, что благодаря его инициативам обеспечен равный доступ всех партий к СМИ. Этого нет на самом деле. Другое его
предложение по предоставлению одного места в парламенте, когда партия преодолевает пятипроцентный барьер, тоже странное.
Один человек — это не фракция.
Медведев также обозначил ряд мер, которые должны быть осуществлены в перспективе. Президент предложил, например, отменить сбор подписей. Мне это непонятно. Почему, собственно, сразу не дать распоряжений на этот счет? То есть намечены микроскопические шаги в сторону демократизации, но базовые пороки нисколько не изменились.
Также стоит отметить, что реализация предложений Медведева по резкому сокращению сроков согласования инвестиционных проектов в крупных городах может обернуться усилением рейдерства и ростом социальных конфликтов, что приведет к ухудшению ситуации в стране в целом.
Сергей Пыхтин, секретарь центрального совета партии "Великая Россия":
— Я не слушал послания. Как показывает практика, послания, а они до Медведева произносились и Ельциным, и Путиным, имеют мало отношения к реальной жизни. Послание, с которым президент обязан выступать перед обществом по Конституции, не нашло в нашей стране адекватной формы. На мой взгляд юриста, послание должно быть серьезным документом, содержащим анализ того, как выполнены указания и рекомендации, прозвучавшие в предыдущем послании, каково положение дел в стране, а также включающим конкретное определение направлений развития и план решения задач на следующий год. В послании должен быть показан результат работы всего чиновничьего аппарата.
В нашей стране это событие подменили выступлением. Конституция требует работы, а не спектакля.
Мы же имеем какое-то недоразумение, дешевую имитацию того, что предписано Основным законом. И это касается деятельности всего государственного аппарата. Например, нам показывают заседание правительства. Министры, как немые актеры, сидят и слушают, что говорит им премьер. В этом и заключается их работа? Это плохой политический театр, какая-то архаика, предназначенная для невежественного обывателя. Вообще, когда чиновники начинают говорить и проявлять заботу о политической демократии, это значит, что что-то не так в нашем государстве. Этим должны заниматься политические институты. Выходит, что чиновники узурпировали их власть.
Борис Немцов, член бюро оппозиционного демократического движения "Солидарность":
— Медведев, выступая за модернизацию страны, к сожалению, не может ее осуществить, так как ему не на что опереться. В его распоряжении лишь гнилая коррумпированная машина, управляемая олигархо-чекистским кланом, не заинтересованным в переменах. Для того чтобы провести модернизацию, надо уволить Путина и, соответственно, демонтировать путинскую вертикаль. Этого Медведев не может сделать, он часть сложившейся системы, точнее, ее слабое звено. Из замкнутого круга Медведеву не вырваться, потому что он не обладает настоящей властью. Так что диагноз он поставил правильный, но с этими ребятами ничего не получится. Думаю,
в глубине души президент понимает, что поставленные им задачи невыполнимы.
Послание Федеральному собранию напоминает выступление блогера перед циничной воровской бюрократией с лекцией про модернизацию. Из всего, что сказал Медведев, будет реализовано сокращение часовых поясов, потому что это сказывается не на режиме власти, а на режиме россиян. Я бы поверил президенту, если бы он при всех приказал Добродееву и Эрнсту ликвидировать черные списки политиков, отлученных от эфира, восстановить политические программы, вернуть к работе выдающихся журналистов. А так это был детский лепет на лужайке. После такого выступления президента страну можно только пожалеть...
Станислав Белковский, политолог:
— Мне послание Медведева напомнило известный анекдот: "Зайцы пришли к мудрому филину с просьбой дать совет, как улучшить их жизнь. Филин им сказал: "Станьте ежиками". А когда зайцы его спросили, как же им стать ежиками, филин ответил: "Я стратег, все остальное — не моя забота". Так что в послании Медведева было сказано много подобных "бодрых и теплых" слов про модернизацию экономики, уход от сырьевой модели экономики. Кстати, мы их,
эти тезисы про сырьевую экономику, слышали и от Путина несколько лет назад, но при нем сырьевой характер экономики только усилился.
Некоторые тезисы Медведев позаимствовал и у Ходорковского, в частности про широкополосный Интернет. Очевидно, он будет нужен в том числе и для связи с заключенным, в противном случае откуда Медведев будет брать свои идеи для послания? Медведев сказал очень много очевидных вещей, но механизм реализации этих идей не описал. Кто все это будет делать, непонятно, поскольку правящая элита не заинтересована ни в модернизации, ни в развитии страны. Так что послание президента не более чем набор прекраснодушных благих пожеланий.
Максим Шевченко, политолог, журналист:
— Мне бы хотелось отметить, что Медведев уделил особое внимание Северному Кавказу. Это одна из важных для меня тем. Он подробно остановился на проблемах региона, которые привели к расцвету терроризма, коррупции, социальной и экономической отсталости. Мне пока не очень понятно, какое лицо он назначит ответственным за положение дел на всем Северном Кавказе, потому что есть же полномочный представитель президента по Южному федеральному округу. Когда им был Дмитрий Козак, то он очень хорошо помогал в решении проблем. Его уход ухудшил ситуацию. На мой взгляд,
в урегулировании кавказской проблемы надо делать ставку не столько на одного конкретного человека, сколько на людей, живущих в этом регионе и не желающих, чтобы он оставался зоной перманентного терроризма.
Иван Мельников, первый секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы:
— Медведев остро видит многие проблемы, однако предлагаемые им механизмы их решения очень сложно связать с нынешней реальностью. Так, на фоне разговора о науке и селе в нынешнем бюджете именно эти разделы подвергнуты наиболее резким сокращениям. Не вижу,
каким образом, кроме заявлений, убеждений и увещеваний, мотивирован к обозначенным задачам класс правящей элиты.
Это касается и партии власти, и дряхлеющего губернаторского корпуса, и закостеневшего правительства.
Все эти годы эта элита показывала свою импотенцию в вопросах созидания и занималась только торговлей сырьем и сохранением власти. Но, к сожалению, тема кадровой революции, которая необходима, как воздух, в этой затхлой комнате сплошь пиарщиков, политологов и региональных воротил, не прозвучала. И потому новизна и молодость послания обретают оттенок романтизма, идеализма и даже наивности.
Вы можете оставить свои комментарии здесь