Вторник 11 ноября стал днем, богатым на события для российской валюты. Центральный банк России повысил ставку рефинансирования с 11 до 12 процентов. Такая мера во всем мире воспринимается однозначно – как шаг в направлении ужесточения монетарной политики и, косвенно, как поддержка курса национальной валюты – курса рубля в нашем случае. Однако одновременно ЦБ РФ позволил рублю снизиться по отношению сразу к доллару и евро на 1 процент. То, что снижение рубля – не случайное событие, подтверждает пресс-релиз ЦБ "О расширении коридора колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины", также выпущенный 11 ноября. В нем сообщалось, что Банк России принял решение о расширении курсового коридора на 30 копеек в каждую сторону.

Рублевая история

На курс рубля действует несколько факторов. С одной стороны, это соотношение притока и оттока валюты в результате торговых операций, то есть сальдо торгового баланса. Для России, доля сырьевых товаров в экспорте которой доходит до 80 процентов, поступления валюты очень сильно зависят от цен на нефть, газ, металлы. Конъюнктура же сырьевого рынка, как известно, обвально ухудшилась в период с июля по ноябрь 2008 года.

В то же время импорт товаров в Россию последние 3-4 года рос, значительно опережая рост экспорта, на 40 процентов ежегодно. В результате уже в 2009 году эксперты прогнозировали обнуление профицита торгового баланса, проще говоря, переход экономики России из состояния нетто-притока валюты в страну к нетто-оттоку. По факту можно говорить о том, что обнуление торгового профицита состоялось осенью 2008 года.

К негативным процессам во внешней торговле добавился другой фактор – отток капитала. Приток капитала в Россию, стабильно увеличивавшийся в последние годы (есть, правда, значительные основания считать, что приток этот в основном создавался краткосрочными кредитами, набранными сверх всякой меры госкорпорациями и капиталами российских олигархов, временно возвращенными в страну из офшоров), резко сменился оттоком после начала падения цен на нефть и обещания Путина "послать доктора" компании "Мечел". А после того, как в Грузии, Южной Осетии и Абхазии загрохотали пушки, капитал побежал из России так, что пятки засверкали.

В цифрах лучше всего об оттоке капитала из России говорит динамика золотовалютных резервов Центробанка России. Если с января по август 2008 года резервы ЦБ стабильно росли (с 480 миллиардов долларов до 598), то с 1 августа до 1 ноября они упали до 487 миллиардов долларов, то есть практически до уровня начала 2008 года.

Падение резервов совпало со снижением курса рубля к доллару практически на 10 процентов относительно уровня лета-2008. Уже вполне резонно можно задать вопрос: что имел ввиду премьер Путин, когда призывал россиян не спешить менять рубли на доллары? Возможно, он боялся, что в ситуации ажиотажного спроса долларов и евро не хватит его друзьям и близким, но факт очевиден: россияне, оставившие свои сбережения на рублевых счетах, уже потеряли всю годовую доходность по своим вкладам из-за обесценения рубля.

Тектонические движения

Как это ни странно прозвучит сегодня, но и торговый баланс, и бюджет России неплохо чувствовали себя в 2003 году, когда цена на нефть не превышала 35 долларов за баррель. Почему же такой испуг рисуется сейчас на правительственных лицах, когда нефть стоит чуть меньше 60 долларов, то есть практически в два раза дороже, чем 5 лет назад? Вот тут-то и корень вопроса. Огромный поток нефтедолларов, поступающий в страну с 2005 до середины 2008 года позволил власти расходовать средства, практически не думая о завтрашнем дне. Какие-то небольшие проценты этого нефтедолларового дождя перепадали бюджетникам, пенсионерам. Намного больше – военным, спецслужбам, но значительная часть средств расходовалась с невиданной широтой на всякие судьбоносные проекты типа Олимпиады в Сочи или строительства нефтепровода в Китай. И в этих расходах, вполне очевидно, колоссальную долю составляют "откаты" – основная часть доходов чиновников, "Единой России" и правительственной администрации.

Сейчас мировой финансовый и экономический кризис, затронув Россию, поставил жирную точку в этой бюрократической идиллии. Если правящая верхушка хочет удержаться у власти, ей придется поубавить аппетиты как свои, так и многочисленной армии своих подчиненных: бюрократов среднего и нижнего звена. А это крайне сложно, да и возможно ли в условиях бесконтрольной "вертикали"?

От этого зависит и перспектива курса рубля. Правительство пытается поддержать банки, крупные компании, оказавшиеся в трудной ситуации из-за остановки рынка межбанковского кредитования – уже не мирового, а российского. Суммы, влитые в банковскую систему, исчисляются триллионами рублей, однако ставки кредитования держатся на запредельно высоких уровнях – 17 процентов и выше – и не желают снижаться. Причина очевидна, и ее фактически подтвердил премьер Путин, грозно (а по сути, отчаявшись от бессилия) пригрозив банкам, использующим средства господдержки для скупки валюты и вывода средств из России. Но можно по-человечески понять и банкиров. Спасать экономику – долг правительства, президента, для банков же — это непрофильная задача. Поэтому банкиры и задаются вопросом: кто спасет их, если рубль рухнет и, опять же, их собственные средства обесценятся?

Итак, правительство вливает рубли в банки. Банки скупают валюту (на эти же рубли). При этом Центробанк героически пытается удержать курс рубля от падения. Каков будет итог такого хода событий?

Я отвечу. Вероятность значительного (до 50 процентов) падения рубля к доллару и евро в течение ближайшего полугода — один к двум. Вероятность существенного укрепления рубля (более чем на 10 процентов) – практически нулевая. Всем, у кого еще сохранились средства на рублевых счетах, я бы настоятельно рекомендовал переложить их на валютные счета и лучше всего в Сбербанк. По крайней мере, до момента окончания острой фазы кризиса.

Отпустить на ветер?

Но может быть, если рубль и подешевеет резко, это не страшно? Уже находятся умные головы, напоминающие нам, как быстро начала расти российская экономика после дефолта и падения рубля 17 августа 1998 года.

Почему мы так боимся падения рубля? Посмотрите на Европу – евро упал к доллару с июля этого года практически на 20 процентов, и ничего особенного, цены в магазинах Европы резко не выросли. А перед этим с 2002 года евро вырос к доллару почти в два раза и, в общем, тоже небо на землю не упало, американцы не скупали евро, и цены в американских магазинах росли медленнее, чем в российских.

Суть вопроса о болезненности резкого снижения курса рубля в двух ключевых моментах:

 

  1. Высокая зависимость России от импорта, в первую очередь, продуктов питания и товаров первой необходимости.
  2. Бедность значительной части населения (более 50 процентов).

Таковы факты. Больше половины граждан России живут "от получки до получки" и тратят значительную часть доходов на продукты питания. Официальной статистике верить нельзя, на мой взгляд, достаточно посмотреть данные по инфляции и сравнить с собственным опытом походов в магазины.

Также необходимо учитывать, что практически все основные продовольственные товары на 50 процентов импортные или зависят от импорта. Я уже не говорю о мебели, автомобилях, косметике и прочем.

Очевидно, что резкое повышение курса доллара и евро к рублю тут же приведет к аналогичному скачку розничных цен. Это сразу же резко снизит уровень жизни и потребления половины населения и ударит как по экономике (снижение спроса, торгового оборота), так и по популярности власти.

Чем ответят власти? Уже сказано – Кудриным и Госдумой. "Власть выполнит все социальные обязательства". Да, разумеется, выполнит. Но в обесцененных рублях!

Одновременно резко снизится и капитализация российской экономики. Капитализация фондового рынка и так уже потеряла две трети от максимумов. Но в случае падения рубля, вполне очевидно, упадут и цены на производственные активы, на недвижимость, землю. Рост, возможно, и будет впечатляющим после падения, но ползти к максимумам 2007-2008 годов придется, возможно, 5 и более лет. И это будут потерянные годы для миллионов российских граждан.

Что делать?

Ответственному перед гражданами правительству следовало бы:

 

  1. Стараться максимально удерживать курс рубля – со снижением не выше темпа официально заявленной инфляции.
  2. Принять все меры по замораживанию инфляции: ограничить рост цен и тарифов на газ, электроэнергию, бензин, ЖКХ, перевозки, которым правительство разрешило ускоренно вырасти распоряжением от 6 мая 2008 года.
  3. Жестко контролировать расходование средств господдержки и обеспечить оборотными средствами крупнейшие предприятия реального сектора. Обанкротившиеся компании национализировать.
  4. На год-два ввести высокие пошлины на дорогостоящие импортные товары: автомобили, мебель, бытовую технику – в целях снижения спроса на валюту.

***

Экономика и финансовая система России проходят проверку на прочность здесь и сейчас. Для того чтобы перейти в класс развитых стран, нужно доказать стабильность финансовой системы страны в условиях кризиса. Удержать рубль от падения – вопрос не только экономический, но и политический. Вопрос, выходящий по срокам за пределы полномочий действующей администрации, и вопрос, который будет иметь последствия для России в следующие 10 лет и более.

Михаил Макаров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter