Прежде всего в Договоре должно содержаться четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве. Это приверженность добросовестному выполнению международных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и всех других принципов, закрепленных в Уставе ООН — без преувеличения, фундаментальном документе.
Следует также ясно подтвердить недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях. Договор должен дать гарантии единообразной трактовки и соблюдения этих принципов. Закрепить единство подходов к предупреждению и мирному урегулированию конфликтов на евроатлантическом пространстве. Упор надо сделать на переговорных "развязках" — с учетом мнения сторон и при безусловном уважении к миротворческим механизмам. Может быть, надо закрепить и сами процедуры урегулирования споров.
Третье — это гарантии обеспечения равной безопасности, именно равной безопасности. Согласно российским предложениям, здесь надо следовать трем "не": не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других, не допускать в рамках любых военных союзов или коалиций действий, которые ослабляют единство общего пространства безопасности, не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников Договора.
Важно подтвердить в Договоре, что ни одно государство и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе. В полной мере это относится и к России.
Кроме того, целесообразно установить базовые параметры контроля за вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. А также — новое качество взаимодействия по таким направлениям, как распространение ОМУ, терроризм, наркотрафик.
Медведев считает, что в ходе совместной работы над Договором "следовало бы также оценить, насколько адекватны требованиям времени созданные когда- то структуры". "Подчеркну: мы не предлагаем ничего разрушать из уже имеющегося, — сказал президент. — Речь идет об их более гармоничной деятельности на основе единых правил".
Как ранее заявил глава МИДа России Сергей Лавров, ведомство готовит консультации с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евросоюзом по вопросу заключения договора о европейской безопасности. По его словам, параллельно уже планируются аналогичные консультации с партнерами из ЕС и других стран евроатлантического пространства. По итогам этих консультаций президенту России представят доклад, на основании которого он в дальнейшем будет принимать решение в этом направлении.