По его словам, эти переговоры должны основываться на полной инвентаризации всех принципов, которые существуют в разных форматах в европейском геополитическом пространстве.
Лавров констатировал, что, несмотря на существующие глобальные всеевропейские стратегии, центр реальной безопасности и принимаемых мер сдвинулся к НАТО в контексте расширения этой организации и ее новой стратегии. "Этот центризм НАТО противоречит приверженности всех стран пространству ОБСЕ", - отметил глава российского МИДа, добавив, что "нельзя заботиться о безопасности одних в ущерб другим".
В пример Лавров привел агрессию Грузии против Южной Осетии. Грузинские лидеры, по его словам, за последние несколько лет получали вооружение в объемах, которые превышают необходимые для самозащиты. Поставки оружия проводилась в нарушение всех договоренностей ОБСЕ и договоров Евросоюза. Вызывает серьезную озабоченность, когда оружие посылается в зону конфликта, подчеркнул Лавров.
При этом он подчеркнул, что попытки представить инициативу России по заключению договора о европейской безопасности как подмену НАТО несостоятельны. Министр заметил, что у России нет "никакого желания и намерения решать судьбу НАТО, хотя бы потому, что это слишком неблагодарная задача". "Эта судьба решается сейчас в Афганистане, посмотрим, насколько НАТО сможет справиться с этой задачей", - сказал Лавров. Он убежден, что успешной эта миссии может быть только в том случае, если "действия международного сообщества внутри Афганистана будут опираться на коллективный анализ, на совместную выработку решений и не будут строиться в ущерб тому вкладу которые многие из нас могут внести в борьбе с терроризмом". Глава МИДа России добавил, что имеет при этом в виду и такую страну, как Иран.
Как ранее заявил Лавров, МИД России готовит консультации с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евросоюзом по вопросу заключения договора о европейской безопасности. По его словам, параллельно уже планируются аналогичные консультации с партерами из ЕС и других стран евроатлантического пространства. По итогам этих консультаций будет сделан доклад для президента России, который и будет в дальнейшем принимать решение в этом направлении.