В какую область не ткни пальцем - везде показуха вместо работы. Высшее образование выпускает миллионы недоучек каждый год. Почти поголовное высшее, а качество его ниже всякой критики. Реформа ЖКХ, реформа электроэнергетики - а посреди зимы рвутся трубы и остаются без тепла целые районы в сибирских городах: в Красноярске, а вот теперь и в Улан-Уде. И не только в сибирских. Недавно в Махачкале люди строили баррикады, спасаясь от холода.
Военная реформа идет уже второй десяток лет. Вооружаем мы, впрочем, больше чужие армии. И заявления о запуске массового производства новейших видов вооружения вызывают большой скепсис. Кто их будет делать, если специалисты уже на пенсии, а новые никогда ничего не производили?
Административная реформа увязла, как и остальные. Увеличение численности чиновников только прибавляет неразберихи. Никто ничего не может решить, а потому и ни за что не отвечает. Инструкции и законы становятся все толще, а следовать им невозможно: они противоречат жизни и друг другу, и пишутся быстрее, чем их читают.
Наши выборы и наша демократия - это отдельная песня. За 2006-й и 2007-й народ был законодательно отстранен от всех этапов выборов, кроме последнего: когда ему позволяется поставить галочку за одного из тщательно проверенных и отобранных из списков кандидатов.
Медицинское и социальное обеспечение… На курортах Турции и Таиланда нередко можно встретить ветеранов второй мировой войны. Тех, которые воевали в вермахте. У нас же самые антиправительственные настроения царят в очередях - в собесах и поликлиниках.
Зато церковь у нас не бичует пороки, не говорит, что врать и воровать - это плохо. Она благословляет очередного преемника и вещает нам, что верность православию спасет Россию. В погоне за православной симфонией наши иерархи приравняли кесарево к божьему.
Недовольных в России очень много, и не только среди униженных и обездоленных. В коридорах власти и среди членов "Единой России" многие и многие (боюсь, что большинство) недовольны существующими порядками, при которых проблемы не решаются, управление построено бездарно, а наверх пробиваются за деньги или "по блату". Но все это они понимают порознь, по отдельности, в курилках и кулуарах, а на трибуне или в зале для голосования - у них восторг на лицах, блеск в глазах. Ладоши сходятся в бурных аплодисментах и толстые губы шевелятся в такт гимна, сменившего уже три набора слов.
И при всем при этом у нас слабая оппозиция, никакая оппозиция. Оппозиция, которую и в микроскоп-то не разглядишь.
В чем же дело? Ну да, в целом народ скорее доволен властью, чем недоволен. И не потому, что власть хорошая, а потому что она лучше, чем раньше. Жизнь стала полегче, машин побольше, много строек. Но недовольных если не половина, то треть как минимум. И где же те политические силы, которые отражают эти настроения?
У слабости российской оппозиции есть две причины.
Первая - отсутствие картины будущего, к которому надо стремиться. Оппозиция сосредоточилась на технических моментах. Выборы у нас не так проходят, свободу слова зажимают. Помню, еще в 2005-м во время визита Гарри Кимовича в Новосибирск мы спорили, может ли демонтаж системы быть объединяющей целью. Демонтаж, а дальше что?
Русская история учит, что демонтаж системы происходит по вине власти, а не по воле оппозиции. В какой-то момент неожиданно прорывается плотина народного терпения и все - нет старой системы.
И тогда побеждает какая-то новая система, которая вынашивалась в узких кругах. Московское княжество выстроило новую систему управления, победив и раздробленных князей, и ослабленных татар, и вольных новгородцев. Петр I построил империю с меритократическими принципами отбора в правящий слой и вернул пошатнувшейся во время смуты России мощь и могущество. В 1917-м году и либеральных кадетов, и революционных эсеров объединил стихийный демонтаж царского режима. Но после восстания, когда система была разрушена, они за несколько месяцев утратили свое влияние под напором большевистской пропаганды, потому что не знали - куда идти и зачем. Зато это отлично знали большевики.
В конце 1980-х и в начале 1990-х только либералы имели четкий образ будущего (который имел реальное воплощение в странах Запада). Были ли либералы сильнее и организованнее, чем коммунисты или националисты? Глядя сегодня на их лидеров отчетливо понимаешь: сила либералов времен перестройки - вовсе не в организованности, харизматичности или принципиальности их лидеров.
Где сегодня образ будущего России? Основные либеральные лозунги выполнены, но лучше от этого стало очень немногим. Рыночная экономика у нас есть. Многопартийность есть. Свободы слова куда больше, чем в 1980-х (а если мерить свободу слова по таким передачам, как "Дом-2" или "Секс с Анфисой Чеховой", то мы впереди планеты всей). Ах, рынок не тот? И свобода слова не та? Это не те ли самые люди говорят, которые утверждали: "Важно как можно скорее передать собственность в частные руки, а дальше невидимая рука рынка расставит все по своим местам"? Давайте признаем честно, что "невидимая рука рынка" куда слабее вполне видимых рук бандитов и коррупционеров, а после этого продолжим обсуждение.
Демократия, рынок - это все же инструменты, а не цель. В чем цель, в чем смысл жизни? В том, чтобы обыватель кушал от пуза, пил, веселился? Или чтобы ради удвоения ВВП спилить все леса и выкачать всю нефть? За что идти на баррикады? Что защищать в армии? Ради чего трудиться с утра до вечера? Ради правильного подсчета голосов на выборах?
Из всех псевдо-оппозиционных партий хоть какую-то картину будущего имеют только КПРФ да Жириновский. Ну, так они и имеют хоть какие-то проценты на выборах. Если оппозиция не предложит народу перспективу, смысл существования - она так и останется кучкой маргинальных политиков, неспособных договориться даже между собой.
Вторая причина слабости оппозиции в каком-то смысле общероссийская. Неспособность русских к самоорганизации. Я не знаю, является ли это следствием семидесяти лет коммунистической диктатуры или присуще русскому менталитету издревле. Я знаю следующее:
- у нас ничтожны настоящие, не бутафорские профсоюзы;
- у нас соседи незнакомы друг с другом, а решить сообща общую проблему вроде установки домофона чрезвычайно сложно;
- у нас почти все органы законодательной власти (от маленького поселка до Госдумы) - тупые орудия исполнительной власти;
- у нас почти во всех регионах - всевластие местных "царьков"-губернаторов (президентов);
- у нас общественные организации ничтожны и питаются либо крохами со столов власти, либо грантами;
- у нас все партии устроены одинаково.
На последнем пункте я бы хотел остановиться поподробнее. Казалось бы, если в партии собрались сторонники демократии, насколько она должна быть демократична внутри! Ан, нет. Партия "Яблоко", например, устроена внутри себя примерно так же, как политическая система России в целом.
Политическую систему страны или региона, устройство отдельной партии или общественной организации определяют не идеология и не убеждения ее членов, а их стиль поведения. Если каждый в отдельности предпочитает решать свои мелкие проблемы за счет кулуарных договоренностей с руководством, в группе у вас получится авторитарный режим независимо ни от чего.
Именно так в России и обстоит дело - от самых демократичных и оппозиционных партий до авторитарных бюрократических структур и страны в целом. Как маленькие магниты сами складываются в цепочки, так и наши люди слипаются в "вертикаль власти". Как писал Солженицын: "Кубики не те".
В основе создания каждого великого государства лежала система морали, система поведения правящего класса. Об этом, кстати, говорили и Ходорковский, и Черкесов - каждый обращаясь к своему кругу, и каждый оставшись непонятым.
Обе проблемы: отсутствие цели и отсутствие альтернативного стиля поведения (или морали, как угодно) - связаны друг с другом и без решения одной из них не решить другую. Никто не станет менять своего стиля поведения, если нет цели. И никакой достойной цели не построишь с нашими "политическими привычками" (тому пример большевиков).
Отсюда я вижу две цели, достойных приложения сил оппозиции.
Первая - это серьезная общественная дискуссия на тему: как должна быть устроена Россия. Не выдуманная Россия, а реальная, с ее имеющимися недостатками и с хорошим, но далеко неидеальным народом. Пусть в среде оппозиции будет много картин будущего. О демонтаже системы нечего беспокоиться. Он произойдет вне нашего желания.
Вторая цель - это построение "мини-общества" на иных, достойных основаниях. Взаимное уважение, отсутствие "заспинных" договоренностей, честность, соблюдение обязательств, коллективная солидарность и ответственность. Пока оппозиция не создала подобной организации в своей среде - не стоит замахиваться на переустройство всего государства в целом.
Вышесказанное не отменяет, конечно, борьбы против конкретной несправедливости и произвола.
Вы можете оставить свои комментарии здесь