Мы с коллегой-журналистом и Мариной Литвинович решили выехать из Москвы в Санкт-Петербург накануне днем, 8 июня. Извещать государство о том, кто едет и куда едет, то есть покупать именные ж/д билеты после самарской истории не было, естественно, никакого резона. Благо из Москвы в Петербург можно добраться многими способами. Интересный штрих: 8 июня начиная примерно с 16.00 перрон дальнего следования на ленинградском вокзале в Москве был оцеплен милиционерами - на платформы пускали только по билетам. Нам-то это не помешало, но вот простые граждане-провожающие вряд ли были довольны...
Вечером без особых приключений мы добрались до Петербурга. Там на вокзале ничего подозрительного мы тоже не увидели. А Александр Осовцов (ехавший в Санкт-Петербург по именному билету) рассказал, что его останавливала милиция дважды: сначала на Ленинградском вокзале в Москве, потом на Московском в Петербурге, однако оба раза отпускали минут через 15 (просто проверили документы и все). Также задерживали еще несколько человек, едущих в Петербург из других городов, некоторых в итоге пропускали, а некоторых нет (например, на Марш не смог приехать лидер АКМ Сергей Удальцов).
В день "Марша" штаб организаторов располагался в маленьком полуподвальном кафе рядом с БКЗ "Октябрьский". Там же прошла короткая пресс-конференция.
БКЗ "Октябрьский" за несколько часов до "Марша":
Эвакуируют частные машины. Непонятно, зачем. Сбор и сам "Марш" будут с другой стороны здания.
За час до начала я прошелся по маршруту шествия и соседним кварталам. На газонах под кустиками и на тротуарах по всему пути много милиции. Стоят тихонько, не прячутся, никого не трогают. А вот ОМОН пытался камуфлироваться. Заворачиваешь на соседнюю тихую улочку - два автобуса с бойцами. Заглядываешь за строительный забор - ряд автобусов и несколько рафиков. И также по всему району.
Многие сообщают, что наблюдали в разных местах группы молодых людей вполне цивильного вида, которых опекал ОМОН или милиция. "Наши" или "Молодая гвардия"? Во всяком случае, ни на "Марше", ни на митинге этих ребят замечено не было.
Сколько было ОМОНа в тот день в Петербурге, сложно подсчитать из-за того, что он был рассредоточен и попрятан. Говорят, очень много автобусов стояло на самом Невском (некоторые автобусы имели при этом наклейку "Дети"!). Я думаю, что было тысяч 5-7 бойцов, кто-то прикидывал до 10 тысяч (слышанная мной цифра 20000 - явно завышена). Причем практически никто из этих омоновцев так и не был задействован.
Все номера на омоновских машинах, какие я видел, были петербургскими. Вечером после "Марша", гуляя по центру города до двух часов ночи, только и видел, как эти автобусы разъезжаются, причем многие прямо на красный свет чешут, ПДД им не указ.
Вот Парадная улица - один из последних отрезков маршрута.
Движение по ней было заранее перекрыто. Справа ни одной подворотни, сплошные дома, слева - строительный забор, за забором 7 автобусов и несколько машин поменьше с ОМОНом. Идеальная коробочка. Честно говоря, стало немного страшно, хотя в результате все и обошлось. В конце Парадной стояло несколько микроавтобусов с людьми в штатском. Накачанные молодые ребята. Роль их осталась неясна. Скорее всего, это те, кто потом надел фартук "Дружинник". Очень похоже, что это как раз и был обещанный привозной ОМОН (а основная часть привозного ОМОНа, как выясняется, была закамуфлирована питерскими номерами).
Около 15.30 оператор "Мегафон" прекратил мобильную связь: выдавалось сообщение "Сеть перегружена". А аккурат под конец митинга сеть заработала. Насчет перегрузки это было, конечно, неправдой, т.к. в 15.30 народа было еще мало, да вообще в любой день в час пик на центральных улицах людей бывает не меньше. Пришлось пользоваться другими операторами: "Билайном" или "Tele2".
В 16.00 начинают через металлодетекторы пускать на место сбора у БКЗ "Октябрьский".
Всех журналистов переписывали и выдавали бейджики "Пресса" (первый раз такое на "Маршах" вижу). Меня по пресс-карте газеты ОГФ, как обычно, пытались не пустить, говоря, что это вообще не удостоверение, а неизвестно, что такое.
Если считать тех, кто стоял на той стороне Греческого проспекта, то у БКЗ "Октябрьский" собралось за вычетом журналистов около 2,5 тысяч человек.
Двойное панорамное фото:
Женщина, обклеенная льготными рецептами, которые невозможно реализовать в аптеках.
Сергей Гуляев.
"Меняю подарок губернатора Матвиенко на равенство прав".
Илларионов в интервью советует всем участником Международного экономического форума присоединиться к "Маршу несогласных".
Гуляев и Лимонов.
Каспаров.
Во время шествия дважды видел, как к соответствующим милицейским чинам подходили журналисты и спрашивали: "Ну что, какую явку писать? Человек 200-400?". Скажем, Интерфакс вроде так и рапортовал о 400 участниках.
До 17.00 люди собираются и организовываются в колонну.
В начале 6-го часа колонна трогается, возглавляемая Каспаровым, Лимоновым и Гуляевым. Идем очень длинной змеей по Греческому проспекту. На всем протяжении вдоль тротуара выстроена цепь ОМОНа, следят, чтобы митингующие и журналисты не выходили на проезжую часть.
По той стороне Греческого шло пара сотен участников, не попавших к БКЗ "Октябрьский".
Во время шествия люди скандируют "Свалим башню - свалим режим" (против строительства "Газпром-Сити"), "Нам нужна другая Россия", "Путин - лыжи - Магадан", "Милиция с народом, не служи уродам", АКМ’овцы кричали что-то смешное про медведа.
Рядом с Курносовой идет представитель Смольного, следит за порядком.
Переходим улицу.
И идем до конца Греческого.
Ближе к Парадной разрешают выйти на проезжую часть, так как движение все равно заранее перекрыто.
Идем по узкой Парадной улице.
Конец ее закрыт ОМОНом, можно пройти только направо - к музею Суворова, где состоится митинг.
ОМОНу помогают те самые "дружинники" спортивного вида.
Подходим к музею Суворова.
В 18.00 начинается митинг.
На трибуне Каспаров, Лимонов, Гуляев, Илларионов.
С учетом тех, кто стоял на стороне Таврического сада и кто подошел с другого конца Кирочной улицы, выступления слушало около 3 тысяч горожан.
Тройное панорамное фото:
По ту сторону баррикад.
Во время митинга планировалось запустить в небо 6-метровый шар с надписью "Свалим башню - свалим режим". Гелий был приготовлен накануне, но почему-то акция не состоялась. Возможно организаторы посчитали, что такой шар может быть расценен как попытка нападения на милицейский вертолет, традиционно облетавший место митинга.
Илларионов, Гуляев, Каспаров и Осовцов.
Лучшее место было, разумеется, у пресс-службы ГУВД:
В начале 8-го часа митинг заканчивается и ОМОН разрешает людям мирно разойтись.
После митинга:
Каспаров.
Литвинович и Гуляев.
В целом, надо констатировать, милиция в этот день действовала очень корректно. Возможно, санкт-петербургские власти не ожидали такого количества участников, рассчитывая на самарский сценарий. А возможно, не хотели скандала в день открытия Международного экономического форума.
Вы можете оставить свои комментарии здесь