Фактически жильцов общежитий бросили на произвол судьбы. И тогда они решили объединиться. Три года назад в Перми была создана секция организации "Рабочая демократия" "Пермские общаги". Два года назад появились "Движение жильцов общежитий Москвы", питерское движение "Общага", организация "Движение жильцов общежитий Коми" (ДЖОК), комитеты в Ижевске, в Карелии и в других городах.
На сегодня можно говорить о всероссийском движении жильцов общежитий. И это движение набирает силу. Так, объединившись в секцию "Российские общежития" при Союзе координационных советов, куда сегодня входят уже общежития 18 городов, жильцы смогли добиться того, что Верховный суд вынес решение в пользу жильцов муниципальных общежитий и узаконил приватизацию жильцами своих комнат.
В результате активных действий жителей был решен вопрос с приватизацией комнат в муниципальных общежитиях. Удалось добиться также приватизации комнат в общежитиях, которые не были переданы в федеральную или муниципальную собственность предприятиями, в свою очередь являющимися собственностью государства или муниципалитетов.
Ключевой проблемой для движения оставалась приватизация жилых помещений в общежитиях, перешедших в частную собственность. И вот наметился прорыв в самом болезненном вопросе. 11 января 2007 года Кировский районный суд Перми вынес первое положительное решение по иску жителя частного общежития. Занимаемое истцом жилое помещение передано ему в собственность. До этого люди, обращавшиеся в органы власти и к собственникам с требованием о бесплатной приватизации комнат, в которых они проживают, получали лишь отписки с отказами. Основанием послужило решение Президиума Верховного суда России от 7 июня 2006 года. В соответствии со ст. 4 федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 года) не подлежат приватизации жилые помещения, которые были предоставлены гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Отсюда следует, что жилые помещения в общежитиях, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Пунктом 1 указа президента России от 10 января 1993 года №8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года указом президента России от 26 марта 2003 года №370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда: "На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям". То есть указанные объекты, являясь федеральной собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Однако на практике имелись случаи, когда после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. В соответствии с Конституцией страны предусматривается равенство прав граждан, и раз право на приватизацию имеют жители, которые проживают в переданных в муниципалитет домах, то соответственно такое же абсолютно право имеют и те, кто проживает в общежитиях частных.
Однако даже если решение Кировского районного суда Перми действительно станет прецедентом, за которым последуют другие суды, это еще не значит, что можно вздохнуть с облегчением. Власть попытается перенести решение проблемы из плоскости политической в плоскость чисто формальную. То есть рассматривать каждый отдельный иск по-тихому, на закрытых судах, где так свободно себя чувствуют собственники незаконно приватизированных общежитий. Именно сейчас очень важно, чтобы те структуры, которые боролись за политическое решение проблемы и которым удалось сдвинуть дело с мертвой точки, не распались после достижения результата. Ведь права сохраняются лишь тогда, когда их постоянно защищают.
Вы можете оставить свои комментарии здесь