Кроме правозащитников, авторами идеи создания Общественного трибунала стали активисты Самарского отделения НБП. И это не говорит об экстремистской направленности правового института. Скорее, это подтверждение того, что национал-большевики – одна из наиболее политически активных частей современного общества. Не исключено, что в работе Общественного трибунала примут участие представители других политических партий.
По словам Лашманкина, "Общественный трибунал" – организация общественная в самом широком смысле этого слова, поэтому участвовать в работе трибунала смогут все желающие. Круг экспертов будет определяться с помощью голосования. Уже сейчас работать с трибуналом готовы известные самарские правозащитники и представители политических партий: Юрий Никишин (фонд "Самара-ХХI век"), Георгий Квантришвили (НБП), Людмила Кузьмина (Ассоциация в защиту прав избирателей "Голос").
У Общественного трибунала уже появились первые дела для рассмотрения. Правозащитники собираются проанализировать деятельность бывшего начальника Промышленного РУВД Самары полковника Алексея Щербакова. Он возглавляет УВД Самары, а сотрудники управления применяют пытки к нарушителям.
Трибунал будет контролировать ситуацию с соблюдением прав человека и в местах лишения свободы. По словам правозащитников из ассоциации "Право и свобода", на зонах происходят просто немыслимые вещи. Известны факты пыток в отношении осужденных.
Также правовой институт намерен рассмотреть дела о незаконном задержании сотрудниками МВД и ФСБ Александра Лашманкина и других правозащитников, направлявшихся на антисаммит в Санкт-Петербург и на конференцию "Другая Россия" в Москву. Результаты работы Общественного трибунала будут доводиться до органов власти и общественности, до международных правозащитных структур – до комиссара по правам человека при Организации объединенных наций.
Самарский Общественный трибунал – первый в истории современной России прецедент создания альтернативного государственного правового института.