Утром в пятницу члены Совета Федерации без особых церемоний освободили генпрокурора от занимаемой должности. На вопрос о мотивах было заявлено, что основанием для собрания стало поданное заявление Устинова. Ответ вполне искренний, никто серьезных объяснений в Верхней палате парламента и не ждал. В общем-то, всем понятно, что заявление "по собственному желанию"– лишь форма, прикрывающая некое высочайшее решение.
Кстати, ни одного комментария от экс-прокурора не последовало. Разве что посыл "на фиг" пресс-секретарем генпрокуратуры госпожой Вешняковой корреспондента РИА "Новости". Естественно, отставка ближайшего человека в окружении Владимира Путина не могла обойтись без внимания политических обозревателей. В отсутствии реальной политики взоры аналитиков обращены в сторону "подковерных" интриг, а там идет грязная возня...
Возня за право продолжить свою государственную службу после 2008 года, не лишиться приятных человеческих благ, подкрепленных материальными средствами, рычагами влияния, отсутствием какой-либо ответственности, в том числе и уголовной. Именно в свете борьбы Сечина, Медведева, Виктора Иванова за места под кремлевским солнцем и следует рассматривать сенсационную новость.
С одной стороны Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", утверждает, что мы наблюдаем некий праймериз между представителями условно называемых питерских силовиков (группа Сечина-Иванова) и юристов-либералов. Выявившийся победитель и станет тем счастливчиком, на которого укажет нынешний гарант Конституции, с последующим включением административного ресурса. В условиях высоченных нефтяных цен, при отсутствии серьезных внутренних потрясений – победа кого-то иного очень сомнительна. А Владимир Устинов – ставленник крыла силовиков, с некоторыми из которых его связывают родственные связи. Так что скоро бывший прокурор займет или значимый пост в кабмине, или одну из ведущих ролей в "Единой России".
С другой стороны – экономический обозреватель Юлия Латынина считает, что отставка, напротив, переводит группировку Сечина-Устинова в аутсайдеры. Дескать, последние действия генпрокуратуры способны пошатнуть позиции самого Путина.
Главный оппозиционер Кремля Геннадий Зюганов и вовсе усмотрел в отставке Устинова попытку властей остановить наступление на коррупцию. Так что трактовок и версий причин отставки хватает с избытком. Но для разгадки ребуса необходимо проанализировать этапы большого пути бывшего обитателя главного кабинета на Большой Дмитровке.
За последние годы Генеральная прокуратура из института ведения следствий быстрыми темпами эволюционировала в орган, чьей основной задачей стало участие в политико- экономических войнах.
Стоило господину Гусинскому выразить нежелание вливать подконтрольные СМИ в общей хор радетелей "вертикали" и "возрождения российской армии в Чечне", как тот час его обвинили в мошенничестве, Газпром вдруг заявил про свой кредит "Медиа-МОСТу". В течение сравнительно короткого срока олигарха вынудили покинуть Россию, бизнес отобрали и перезагрузили на лояльно кремлевские позиции.
Всю работу по разрешению "спора хозяйствующих субъектов" проделывали подопечные Устинова. Впоследствии Страсбургский суд признал дело политическим.
Когда другой капитан крупного бизнеса на встрече с президентом упомянул про коррупцию в гос.компаниях, последовала затяжная и не прекратившаяся до сих пор атака на все связанное с НК "ЮКОС". В отличие от предыдущей войны новое противостояние ведется куда более жестоко: власть не щадит ни детей, ни женщин, ни простых менеджеров – всех, кому выпало несчастье работать у Ходорковского. В награду за это свояк Устинова Сечин возглавил компанию "Роснефть", к которой при помощи владельцев рюмочной в Твери, перешел главный актив "ЮКОСа" – компания "Юганскнефтегаз".
Перечисление остальных примеров деятельности следователей прокуроров Устинова можно вести и дальше. Убийцы Листьева и по сей день на воле, не наказаны палачи Дмитрия Холодова. До сих пор дышат воздухом свободы заказчики убийств депутатов Старовойтовой, Юшенкова. Не схвачен неугомонный Шамиль, вчистую проигран Шохиным процесс по убийству Пола Хлебникова. Таким образом, Генпрокуратура прекратила свое существование как институт судебной власти.
Незамеченная в связях с оппозицией Людмила Нарусова публично заявила, что приветствует отставку по причине деградации ведомства, вобравшего в себя кроме функции ведения следствия еще и функцию суда и надзора. Неизвестно, имела ли в виду сенатор от Тувы дела Ходорковского или Трепашкина, но точность поставленного ею диагноза сомнению не подлежит.
В этой связи маловероятной кажется версия о праймеризе, ибо, если на политическом ринге встретятся Медведев и Устинов, назначенный на курирование национальных проектов вице-премьер, победит нокаутом. Выбор преемника – вопрос, может, и открытый, но отставка Устинова – недвусмысленный ответ силовикам. Это еще и попытка публичного самоочищения, ведь без задабривания Запада процесс легитимации любого преемника – задача непростая. А еще и надвигающийся саммит G8.
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Не в небытие, конечно. Место Устинову найдут. Может в той же "Роснефти". За него волноваться не стоит, чего не скажешь о воспитанниках лицея "Подмосковный".
И ведь метит бог шельму! Попытка публичного самоочищения свершилась ровно через два дня после годовщины победы "басманного" правосудия" в России.