Пока текста законопроекта никто, кроме его разработчиков, не видел. Но уже сейчас были обнародованы некоторые принципиальные моменты, которые позволяют усомниться в истинных целях авторов документа. Главный из них: решать, кого и куда пускать, будут чиновники. Критерии, которыми они должны руководствоваться, пока неясны, а что это значит, объяснять не надо. Выходит, что с принятием нового закона мы можем получить не инструмент защиты национальных интересов, а контролируемый властью инструмент продажи стратегических объектов.
Главными разработчиками проекта закона выступают Минэкономразвития и Минпромэнерго. Глава первого ведомства в четверг раскрыл некоторые подробности работы над документом. Он отметил, что пока еще нет окончательного текста законопроекта, но "согласованы с Минпромэнерго определенные подходы". "Будет определен набор отраслей, сейчас их 39 видов деятельности, в которых приобретение контрольного пакета акций предприятия иностранцами будет носить разрешительный характер", - цитирует Грефа Интерфакс. По словам министра, в ТЭК и недропользовании это будет касаться только стратегических месторождений. В основном, по его словам, речь идет о производстве вооружения, военной техники, ядерных материалов, строительстве ядерных объектов.
Cогласно текущей редакции закона, крупные инвестиции во все "стратегические отрасли" экономики и российские компании можно будет осуществлять лишь с прямого разрешения президента и правительства страны. При этом максимальный размер иностранного участия в них составит 25 процентов акций. Документ будет носить не ограничительный, а разрешительный характер: привлечение иностранцев в эти виды деятельности останется возможным, но только по прямому разрешению президента и правительства.
Директор Департамента правовых отношений Минпромэнерго Владимир Тараскин уточняет, что законопроект основан на концепции "разрешительного" регулирования данного вопроса, известной законодательствам ряда зарубежных стран таких как США, Испания, Франция, Финляндия и другие. "Суть этого подхода заключается в отсутствии запретительных норм и использовании при допуске иностранных инвесторов в определенные отрасли национальной экономики метода согласования в установленном порядке определенных сделок. Имея в виду, что вопросы обеспечения национальных интересов в экономике входят в круг полномочий ряда федеральных органов исполнительной власти, законопроектом предлагается отнести на уровень правительства Российской Федерации определение порядка межведомственного согласования позиции государства, при этом обеспечив для заявителей на "входе" и на "выходе" принцип одного окна. Аналогичная схема рассмотрения заявок иностранных инвесторов существует в США", - говорится в его комментарии, размещенном на официальном сайте Минпромэнерго.
Что из всего этого следует? Все то же самое. Решения о том "пущать или не пущать" будут принимать высшие чиновники. О том, что они могут получить за нужное решение, можно лишь догадываться. Хотя возможно, делать какие-то выводы рано, и все в итоге будет нормально. Будут четкие ясные критерии, которыми будут руководствоваться госслужащие, эти критерии не дадут им возможности манипулировать законом. Иностранцы наконец получат четкую и ясную картину того, как и где можно работать в России. Но кто в это верит? Вот, что говорят некоторые эксперты.
По мнению научного руководителя института проблем глобализации Михаила Делягина, которое приводит "Эхо Москвы", идея ограничения доступ иностранных инвесторов к "стратегическим отраслям" экономики, правильная, однако исполнение ее предполагает колоссальный бюрократический произвол. Этот закон будет сдерживать приток иностранных инвестиций, но только средних и мелких компаний, транснациональные корпорации, которые действительно опасны, они будут выходить на уровень президента и получить все необходимые разрешения с легкостью, считает Михаил Делягин. Хотелось бы, чтобы все случилось наоборот. Но, что в итоге родят чиновники мы узнаем 9 марта.