О Владимире Путине: "То, что Владимир Путин — верующий человек, я в это не только верю, я это чувствую. То, что Владимир Путин был офицером КГБ, так каждый сам выбирает свой жизненный путь" (20 мая 2007 года в эфире НТВ).
О "Единой России": "Ваша партия, не являясь партией религиозной направленности, оперирует религиозными и нравственными ценностями" (7 июня 2006 года на лекции для членов "Единой России" в Подмосковье).
Об отношениях церкви и государства: "РПЦ полностью отделена от государственного аппарата, наши священники не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений" (28 ноября 2005 года в открытом письме госсекретарю США Кондолизе Райс).
О взаимоотношениях с другими религиями: "Мы должны слышать голос наших братьев-мусульман, иначе ничего не поймем в современном исламе. Но знакомство с позицией другого вовсе не означает изменение своей собственной сущности" (15 августа 2007 года на пресс-конференции в "РИА Новости").
О расколе на Украине: "Раскол в украинском православии был создан под влиянием определенных политических сил, и он продолжает оставаться их оружием, их рычагом давления. Если этот раскол лишится политической поддержки, то он сойдет на нет" (28 июля 2008 года на пресс-конференции в Москве).
О преподавании основ православной культуры: "Каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин, или еврей, или буддист" (2 июня 2008 года в интервью телеканалу "Вести").
О финансовом кризисе: "Это суд божий над человеческой неправдой, суд над стремлением богатеть любыми средствами" (7 января 2009 года в рождественской проповеди).
О налоговой системе: "Наша церковь требует введения прогрессивного налога на доходы, здесь мы опередили все партии. Мы считаем необходимым налог на предметы роскоши" (21 января 2008 года в интервью журналу Spiegel).
О НАТО: "Мы взываем о недопустимости расширения НАТО на восток — это наш инстинкт самосохранения" (12 ноября 1996 года на соборных слушаниях в Свято-Даниловом монастыре).
О западной демократии: "Сейчас развиваются движения в поддержку прав на заключение гомосексуальных браков, на наркоманию, проституцию, эвтаназию. Нельзя делать такие явления критерием демократичности общества" (6 апреля 2007 года в интервью "Российской газете").
"Коммерсант", 28.01.2009.