Я совсем недавно проанализировал "Эффект Долиной" с трех точек зрения. Бесспорно самых важный, на мой взгляд. Административный ресурс власти оказался ограниченным даже для самых верных ее адептов, на фоне того, что квартирный вопрос вопреки Воланду не испортил россиян, а наоборот, пробудил в них чувства, свойственные людям. Пусть примитивным и ограниченным, но в чем-то напоминающих прежних людей.

Но есть еще один важный аспект "Эффекта Долиной". Это спецоперация, проводимая И.Красновым в качестве Председателя Верховного Суда по зачистке (очистке) судебной системы. Мне, разумеется, неизвестно название этой спецоперации, но смысл ее для меня очевиден. Это Точечная Настройка Кривосудия (ТНК).

Кремль силами И.Краснова преследует следующие определенные цели:

1. Добиться некого подобия правосудия и справедливости по большинству статей УК и ГК, затрагивающих интересы значительной части населения. Естественно, речь не идет о "дискредитации" армии, власти, интеллектуальной свободе и т.д. И вообще, после Пленума Верховного Суда, разорвавшего последнюю уже просто теоретическую связь с европейским пониманием прав человека, главной задачей кривосудия будет имитация правосудия в интересах власти и в соответствии с представлениями основной массы населения.

2. В условиях сокращения кормовой базы коррупции реализовать имеющиеся оперативные материалы в отношении судей не задействованных в обслуживании власти или проявивших недостаточную ретивость и тем более заработавших на этом. За короткое время после назначения И.Краснова, темпы освобождения от должностей и привлечения к ответственности судей возросли, и обозначился определенный тренд.

3. Обеспечить гарантии соблюдения интересов для сужающегося круга обитателей кремлевских башен. Власти сегодня крайне важно, чтобы интересы какого-нибудь Момотова или Председателя регионального суда, не говоря о нижестоящих судьях, не создавали ненужного ей напряжения в обществе по не затрагивающим ее поводам.

4. Это крайне важно и с популистской точки зрения. Четырехлетняя война, в которой вторая армия мира не может захватить Донбасс, ресурс популизма исчерпала. ФБК и Навальный, как проект Кремля по управлению популизмом, свой потенциал исчерпали.

Кремлевские сливы о дворцах власти могли бы представлять интерес для граждан, а поскольку граждан в России нет, то быдлу это интересно лишь в качестве рекламы госслужбы. А поскольку другой службы в стране скоро не останется, то в рекламе она больше не нуждается и проект В.Суркова либо полностью закрыт после убийства А.Навального, либо поставлен на имперскую паузу за рубежом, чем успешно занята Ю.Навальная с товарищами Певчих и Волковым.

В этом смысле антикоррупционный проект группы И.Ткачева – И. Краснова гораздо эффективнее для власти во всех отношениях. Причем в отличие от проекта ФБК, он не только не затратный, а еще и прибыльный. Это, между прочим, очень разумный и дальновидный шаг, соответствующий интересам большинства россиян и способствующий укреплению рейтинга власти.

Более того. Неслучаен выбор И.Краснова на эту роль. Он не только один из самых эффективных и здравомыслящих людей в силовых структурах, но и по моему личному опыту – один из немногих, кто не только стоял на позиции правосудия, но и был некоррумпирован.

Россиянам дают возможность по большинству вопросов в спорах между собой и в оценке преступлений полагаться на суд. Власть хочет исключить анекдотическую ситуацию – один человек приносит судье взятку в 50 тысяч, второй в 100 тысяч, судья возвращает второму сдачу в 50 тысяч и принимает решение согласно закону. Для рядовых россиян – это некое благо и это следует признать.

Ясное дело, что подобная реформа не предусматривает ситуаций, в которой рядовой россиянин захочет противостоять в суде Сечину. Или выяснение отношений в суде между кланами Ротенбергов и Ковальчуков.

Но сразу же возникает другая проблема – как с точки зрения деятельности И.Краснова смотрится дело Л.Долиной? Разумеется, Верховный Суд в качестве надзорной инстанции мгновенно истребовал дело и, судя по всему, восстановит законность и справедливость в отношении Полины Лурье. В этом нет никаких сомнений.

Но интересно другое. То, что произошло в Хамовническом районном суде города Москвы, а также в апелляционной и кассационной инстанциях, не может квалифицироваться ИНАЧЕ как преступления против правосудия. Здесь абсолютно очевидно вынесение заведомо неправосудного судебного акта (ст.305 УК РФ) и, соответственно, воспрепятствование осуществлению правосудия и предварительного расследования (ст.294, с.1 и3 УК РФ). То есть, если речь идет о законности, то в таком случае к ответственности следует привлечь тех, кто ее нарушил. И это дало бы ощутимый результат. Выяснение отношений в суде между Л.Долиной, занимающей имеющей статус бизнес-патриота и Полиной Лурье, имеющей возможность заплатить полтора миллиона долларов за квартиру – очень важно для рейтинга власти.

Но ведь рассмотрение этого вопроса имело место не в суде Мордовии или Адыгеи и даже не в Головинском районном суде Москвы, а в Хамовническом. Одном из трех опорных судов власти.

Басманный суд при любых раскладах необходим для центрального аппарата СК и ФСБ. Правосудие в нем сделало бы эти структуры недееспособными в логике путинской системы.

Тверской районный суд Москвы в таком случае парализовал бы деятельность АП и Следственного Департамента МВД.

Хамовнический суд – это дело ЮКОСа в котором можно обвинить М.Ходорковского и П.Лебедева в воровстве нефти у самих себя и провести много других дел.

По статистике именно на эти три суда приходится большинство самых резонансных дел в России.

С этой точки зрения, Л.Долина до некоторой степени усложнила задачу И.Краснова. В логике власти ей не должно быть прощения. Или цена ее глупости должна существенно увеличиться. Ведь она совершила преступление против кривосудия посредством его дискредитации. Мне сложно понять чем это отличается от дискредитации армии.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter