"Люди настолько наивны и так склонны подчиняться непосредственным потребностям, что у обманщика никогда не будет недостатка в жертвах для его обмана".
Никколо Макиавелли

Проксигархи: новая номенклатура

Конечно, прав был товарищ Сталин: исторические параллели всегда рискованны. Скоропалительный визит Кирилла Дмитриева в США – совсем не то, что визит Молотова в Берлин в ноябре 1940 года. И реакция Гитлера на предложения о разделе мира, привезенные им для обсуждения, тоже не та, что слова министра финансов США о русском пропагандисте Дмитриеве. Но Скотт Бессент был прав лишь наполовину, поскольку Дмитриев – проксигарх, подставное лицо, вышколенный номинал.

По подсчетам издания "Новая газета – Европа", с февраля 2022 года генеральная прокуратура России арестовала 145 частных предприятий стоимостью 4,5 триллиона рублей, бенефициарами этой силовой ренационализации являются исключительно ближайшее окружение Путина: Ковальчуки, Ротенберги, государственные компании, такие как ВТБ и Газпром. Это не "старые олигархи" – предприниматели, готовые рисковать и некогда боявшиеся государства. Это проксигархи: номинальные владельцы активов, представляющие интересы настоящего владельца из Кремля.

Дмитриев – номинал дипломатический, политический. Это новое явление. Родился в Киеве, получил образование в Стэнфорде и Гарварде, работал в Goldman Sachs и McKinsey, управлял фондом Виктора Пинчука, олигарха и зятя президента Украины Леонида Кучмы, затем по рекомендации Пинчука возглавил РФПИ. Сейчас Дмитриев под санкциями США, но получил специальное разрешение для въезда в США и в апреле, и в октябре 2025 года. Он не принимает решений, он всего лишь приводной ремень. И как только Дмитриев появился в публичном пространстве, он стал вызывать раздражение министра Лаврова. А сейчас они дают взаимоисключающие оценки перспектив войны в Украине.

Правящая элита России трансформируется не без конфликтов. Перемены коснулись элиты внешнеполитической и внешнеэкономической.

Исторические отголоски, современные заблуждения

В 1940 году ответом Гитлера на предложения России был приказ об активизации работы над планом "Барбаросса". Роковым обстоятельством стала недооценка после войны с Финляндией мобилизационных возможностей России – от экономики до сплоченности населения, а также проекция хода и результатов региональной войны на войну тотальную. Весьма вероятно, что и Трамп не вполне адекватно оценивает потенциал нынешней России. Но это не главное его заблуждение.

Трамп ошибается, если связывает замирение со сделками, поскольку мир для него – гарантия стабильности. Но применительно к РФ все обстоит с точностью до наоборот. Только война – вечная война – и гарантирует стабильность в этой стране. Парадоксы тоталитаризма непостижимы для линейной логики простого американского девелопера, но понятны вождям России. Мир нанес бы удар не только по экономике, но и по социальным отношениям, по политической стабильности в элитах. Последствия непредсказуемы.

Задача Дмитриева как дипломатического номинала – добиться того, чтобы война перестала быть препятствием для извлечения экономических и политических выгод из сотрудничества с США. Трампу нужна стабильность, чтобы строить отели, а Путину нужна война, чтобы выжить и править вечно. Трамп исходит из того, что мир – это стабильность, а значит прибыль; а Путин, прекрасно знает, что бесконечная война – это внутренняя стабильность, а значит его личная бесконечная власть. Трамп считает, что сделки кладут конец конфликтам, а Путин давно уяснил, что конфликты способствуют заключению сделок. Трамп считает, что санкции вредят России, а для Путина война – это очередной способ обогащения проксигархов, а значит его самого. Ближайшее окружение Трампа – Стив Виткофф, Джаред Кушнер, Говард Лютник – рассматривает Россию как проблемный актив, готовый к перепродаже, а Путин видит в этих "упаковщиках мира", как и Ленин, полезных идиотов.

Тоталитарные системы не рушатся в мирное время – они метастазируют во время войны, захватывая страны и континенты не только силой оружия, но и силой дезинформации. Модель с участием номиналов – это целая операционная система, экспортируемая политтехнологическая инновация. Си покупает кремлевскую нефть со скидкой; Ким III продает России артиллерийские снаряды, ракеты и направляет тысячи военных усваивать опыт современной войны; аятоллы поставляют беспилотники и технологии их производства; американские компании-пустышки экспортируют технологии двойного назначения в РФ через Дубай и Киргизию. И все вместе они получают прибыль от вечной войны Путина и его смертономики.

Один вопрос, может быть, главный, остается без ответа. Неужели кто-то рассчитывает на то, что формальное замирение – на условиях Москвы или на условиях Киева, неважно – приведет к длительному и стабильному миру. Trump's lasting peace in the Middle East продлился несколько дней. То же будет и в Украине.

Архаизация власти

Становление новоевропейской государственности, выход из средневековой патриархальщины включали разделение казны государя и казны государства. В России это разделение давно уже преодолено. На пути к этому и США, где исполнительная власть рвется к контролю над государственным бюджетом в обход Конгресса. Интерес Трампа к бизнесам с Россией и в России следует рассматривать в связи с перспективами его собственного обогащения, как и его атаки на федеральный бюджет.

Об ориентации Трампа на архаизирующиеся режимы сказал Михаэль Сауга (Michael Sauga) в своей колонке в "Der Spiegel" 28 октября с.г.:

"Трамп восхищается автократами, такими как Путин или Эрдоган, не только из-за их полновластия, но и из-за их неприкрытого кумовства. Президент США находится на пути к тому, чтобы превзойти их в этом".

В Европе начинают понимать опасный тренд, наметившийся в США. Что касается России можно уже говорить о возвращении в русскую политическую лексику мема "семья", применявшегося в конце девяностых годов для обозначения той части элиты, которая складывалась вокруг Бориса Ельцина и его дочери. Жена Кирилла Дмитриева Наталья Попова заседает в советах директоров вместе с дочерью Путина Катериной. Сын Дмитрия Медведева Илья занимает должность руководителя проектов "Единой России". Иное дело, что в советский период в СССР не сформировалась ни одна правящая династия, а участь членов семей первых лиц в лучшем случае ограничивалась политическим небытием. Да и на постсоветском пространстве власть по наследству удалось передать только Гейдару Алиеву. Увидим, что получится у Лукашенко, если, конечно, мальчик Коля и в самом деле его сын. Печально...

А в США ось Кушнер-Виткофф зеркально отражает тандем Ротенберги-Ковальчуки. Зять и советник Трампа ведут себя в Израиле как новые прокураторы Иудеи. Все это, как и нечто подобное в самых разных странах, – Сара Нетанияху временами напоминает Елену Чаушеску – не отдельные порочные явления, а общемировой тренд к архаизации общественного устройства, которая, как известно, ведет к тоталитаризму.

Борух Таскин, Дмитрий Шушарин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter