Судьи иранского Верховного суда Али Разини и Мохаммад Могисе застрелены сегодня в судейском кабинете. Неизвестный зашёл с пистолетом и несколькими выстрелами ликвидировал обоих. Схватить стрелка не удалось. Застрелив судей, он ранил одного из охранников и покончил с собой. Его личность на данный момент не установлена. Но власти уже определили происшедшее как теракт.
Судебная система Ирана – важный элемент хомейнистской карательной машины. Судейский аппарат на страже теократической диктатуры отличается особой ортодоксальностью и клерикальной репрессивностью. По политическим обвинениям выносятся смертные приговоры – и приводятся в исполнение. Глава судебной системы Голям Хоссейн Мохсени-Эджеи известен как проводник жёсткой линии, неуклонный приверженец аятоллы Хаменеи, наследник покойного экс-президента Раиси. Он и сам принадлежит к верхушке духовенства как ходжат-оль-ислам (ступенью ниже аятоллы).
Двое убитых судей тоже обладали титулом ходжат-оль-ислам. 68-летний Могисе пребывал под американскими санкциями – за судебные приговоры "при необоснованных обвинениях и игнорируемых доказательствах". 71-летний Разини мог погибнуть более четверти века назад: в 1998 году в его автомобиль закладывалась бомба.
Разини и Могисе специализировались в Верховном суде на "преступлениях, связанных с национальной безопасностью, шпионажем и терроризмом" – иначе говоря, на политических расправах, подавлении антиклерикального сопротивления. Они приговаривали к тюремным срокам журналистов, блогеров и поэтов – за антигосударственную пропаганду ("экстремизм", короче). Отправляли под плети правозащитников. По молодости оба отметились в кровавой резне 1988 года – бессудном убийстве нескольких тысяч политзеков. Под конец ирано-иракской войны.
Было бы даже странно, если бы столь колоритные биографии не завершились чем-то вроде сегодняшнего. Закономерность признана на официальном уровне. "Они всегда были мишенями для ненависти врагов", – заявил Мохсени-Эджеи. Кто бы сомневался. Причиной гибели судей непосредственный начальник назвал "решительные приговоры террористам". И тут всё чётко, если не путать, кто есть террористы. Официальный представитель судебной системы Асгар Джахангир, комментируя сегодняшние выстрелы в Тегеране, сказал об "обширных усилиях по выявлению террористических групп".
Выступил с соболезнованием верховный правитель – рахбар Али Хосейни Хаменеи назвал Разини и Могисе "братьями-мучениками". Президент Масуд Пезешкиан ориентировал госбезопасность и полицию на пресечение террористических актов. Пезешкиан считается как бы "либералом", чуть не антиподом Мохсени-Эджеи. Но когда начинается всерьёз, "расколы элит" сглаживаются до неразличимости.
Культ непримиримости и самопожертвования – отличительная черта иранского сопротивления. Такова давняя традиция. Как видим, непрерванная. Контррежимная борьба продолжается, подавление недостижимо – в чём успели убедиться сегодня утром судьи Могисе и Разини.
Путинская Москва только что заключила с хомейнистским Тегераном стратегический договор. В котором, помимо прочего, говорится об обмене опытом.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






