В Венесуэле официально завершился процесс регистрации кандидатов на президентских выборах, которые состоятся 28 июля. Однако кто будет участвовать в них со стороны оппозиции, до сих пор неясно.
От власти предсказуемо на третий срок выдвинут президент Николас Мадуро. Он хотел бы и сохранить власть, и добиться снятия американских санкций. Еще один важный фактор – на проведении реально конкурентных выборов настаивает не только Запад, но и латиноамериканские страны, управляемые левоцентристскими лидерами – в том числе соседи Венесуэлы – Бразилия и Колумбия.
В ноябре на Барбадосе было заключено соглашение венесуэльской власти с оппозицией, объединенной в "Единую платформу". В них было признано право каждой политической силы самостоятельно и свободно выбирать своего кандидата для участия в президентских выборах, и предусматривался набор гарантий для участников избирательного процесса. Однако в Венесуэле существует практика дисквалификации, предусматривающая запрет на участие в выборах. Целый ряд оппозиционных лидеров дисквалифицированы – среди них и Мария Корина Мачадо, выигравшая праймериз "Единой платформы" и по опросам существенно обходящая Мадуро.
Однако в Барбадосских соглашениях про отмену дисквалификаций ничего прямо сказано не было, в январе суд (подконтрольный Мадуро) подтвердил дисквалификацию Мачадо, которую к выборам не допустили. Оппозиция стояла на своем, требуя регистрации Мачадо, апеллируя к духу Барбадосских соглашений. Власть настаивала на том, что буква соглашений не нарушена. США по итогам переговоров на Барбадосе в прошлом году приостановили санкции против нефтегазового сектора Венесуэлы, но заявляют, что могут их восстановить уже в апреле, если эти договоренности реализованы не будут.
В свою очередь Мачадо за несколько дней до выборов согласилась не баллотироваться и поддержала кандидатуру 80-летнего университетского профессора Корины Йорис - голосуя за Йорис, избиратели фактически голосовали бы за Мачадо. Однако Йорис зарегистрирована не была – ее команда не смогла получить доступ к онлайн-системе избирательного органа до 26 марта, когда регистрация официально завершалась. Зато без всяких проблем были зарегистрированы не только Мадуро, но и несколько "квазиоппозиционных" спойлеров.
Однако полностью исключить реальную оппозицию было невозможно – не только из-за Барбадосских соглашений, но и из-за санкционного режима, при котором экономика Венесуэлы не может нормально развиваться. Поэтому Мадуро маневрирует, рассчитывая на раскол оппозиции. И 25 марта он произошел – когда стало ясно, что Йорис не зарегистрируют, две партии сепаратно выдвинули кандидатуру губернатора штата Сулия Мануэля Росалеса, который был немедленно зарегистрирован. Росалес уже был единым кандидатом от оппозиции на выборах 2006 года и проиграл Уго Чавесу с большим разрывом. Йорис назвала выдвижение Росалеса предательством, согласованным с правительством, а самого кандидата сравнила с Иудой.
Однако отсутствие на выборах кандидата от "Единой платформы" ведет к восстановлению американских санкций и вызовет недовольство соседей Венесуэлы. А сама "Единая платформа" не хочет бойкотировать выборы и упустить шанс на победу. Поэтому в результате негласных переговоров был достигнут временный компромисс – срок регистрации продлили и зарегистрировали нового кандидата от платформы, бывшего посла в Аргентине и Алжире Эдмундо Гонсалеса Уррутия. Это "страховочный" кандидат – до середины апреля, согласно законодательству, партии могут заменить своих выдвиженцев.
Теперь у оппозиции есть два варианта. Первый – объединиться вокруг Росалеса, но для этого надо, как минимум, отказаться от обвинений в предательстве. Второй – попробовать за оставшееся до середины апреля время выдвинуть очередного кандидата или же сохранить в этом качестве Гонсалеса Уррутию, но неизвестно, согласится ли в этом случае снять свою кандидатуру Росалес. Так что Мадуро пока сумел расколоть оппозицию, что принципиально важно при выборах в один тур – но полностью лишить ее права участия в выборах он не может.
! Орфография и стилистика автора сохранены