Армения системно и без резких движений сокращает связи и, соответственно, зависимость от России. Процесс может занять несколько лет, но конечная цель уже сомнений не вызывает.
Банковские карты - небольшая деталь общей картины, а она вполне определилась.
Лет десять назад российские политологи где-то прочитали про концепцию "мягкой силы" и стали вставлять ее куда ни попадя. В реальности "мягкая сила" - это один из трех ключевых видов борьбы - геокультурная борьба, борьба смыслов. В экономике ее аналогом является борьба стандартов.
У современной России нет смыслов, которые были бы интересны и значимы для окружающего пространства. Смыслы, которые проецируются внутрь, могут удерживаться только через насилие, террор, неприкрытую ложь. Продавать их "наружу" тоже можно, но и инструментарий тот же самый: насилие, агрессия, ложь. Когда любой из этих компонентов перестает работать (по любой причине), борьба становится проигранной.
Нужно понимать, что Закавказье Россия уже проиграла. Собственно, и Северный Кавказ тоже. Пока у пограничных территорий есть перспектива получения дотаций из центра, они будут рассказывать истории про верных пехотинцев. Но кроме дотаций, с остальной Россией их уже мало что связывает. Нет общих смыслов - нет связей.
Почему так происходит, вопросов нет. Несмотря на свою показную религиозность и набожность, российские правители основывают свои интересы и смыслы на всех без исключениях смертных грехах. Нет ни одного, который не был положен в основу их мировоззрения. На такой этике продвигать свои смыслы крайне проблематично. Но другой у них нет.
Человечество за всю свою весьма продолжительную историю создало (а точнее, нашло) всего две базовые ценности - свободу и справедливость. Они читаются в разных культурах по-разному, каждая цивилизация находит свой собственный баланс этих ценностей, но здесь главное - они должны быть не просто провозглашены, а действительно быть нормой.
В сегодняшней России прочтение свободы и справедливости не вписывается ни в одну цивилизационную норму окружающего нас пространства. Собственно, и к нашей норме оно имеет крайне отдаленное отношение. Поэтому блатная этика криминала не приживается - ни у нас, ни в окружающем нас пространстве. Окружающим проще - им есть куда уходить. Вот они и уходят.
До тех пор, пока бандиты в России будут удерживать в стране состояние смердящего чумного барака, до тех пор окружающие нас страны и народы будут бежать и огораживаться от этого зловония ненависти и агрессии. Но тут вариантов нет - пока мы сами не проведем санобработку своей территории, не смоем болезнетворную плесень, до тех пор ситуация не изменится.
! Орфография и стилистика автора сохранены