Есть такой классический вестерн 1960 года — "Великолепная семёрка". Возможно, кто-то из молодежи его видел. Для тех, кто не видел, вкратце перескажу сюжет.
Конец 19-го века. Банда мексиканцев во главе с Калверой уже много лет грабит округу на границе Мексики и Соединенных Штатов. Когда они в очередной раз забирают то немногое, что осталось у местных жителей, последние решают искать защиты на севере в Техасе. Тайных сбережений в деревне кот наплакал, но отчаяние вынуждает крестьян что-то делать. В Техасе они находят подходящего человека по имени Крис (которого играет Юл Бриннер — Юлий Борисович Бринер, уроженец Владивостока), он проникается их ситуацией и набирает ещё шестерых, по разным причинам желающих взяться за дело. Нанятые люди мало отличаются от мексиканских бандитов.
В деревне один из местных из страха перед Калверой предаёт защитников, Калвера захватывает их врасплох, однако решает отпустить. Он объясняет своё "благородство" примерно так:
"Мы с вами — люди одной профессии. Мне не нужны ссоры с вашими товарищами на севере. Если я вас убью, весьма вероятно, они захотят мне отомстить. Зачем мне это? Я не намерен ссориться с техасцами. Всё, что мне нужно, — это преподать урок этим крестьянам. Если бы Господь не хотел, чтобы их стригли, он не создал бы их овцами. Я не боюсь вас отпускать, поскольку вы сами убедились, что вам нечего ловить в этой Богом забытой дыре, и вернуться сюда может разве что сумасшедший".
Звучит совершенно та же аргументация, что мы неоднократно слышали и продолжаем слышать в отношении Навального.
В искусстве необычайно важно противостояние героев, за каждым из которых своя несомненная правда. Игра Илайа Уоллака потрясающа, он убедителен в каждом эпизоде. Его герой, безусловно, умён и во всём, что касается умения просчитать прагматические поступки, едва ли кому-то уступит. Но что касается идеализма, долга и романтики — это для него пустые слова для недалёких подростков и восторженных барышень, за которыми не стоит ничего, кроме глупости и пустых надежд. В Крисе он видит достойного противника и оппонента, разделяющего его, Калверы, набор ценностей, и оттого понятного и предсказуемого. Поэтому, отпуская его, Калвера уверен, что ничем не рискует, ибо в аналогичной ситуации определённо не вернулся бы.
Однако убеждения Криса и его товарищей (некоторых из них) оказываются несводимы к простым и необходимым каждому вещам, и они возвращаются. Как полагается в правильных фильмах, хорошие бандиты (Крис и товарищи) побеждают плохих (Калверу и Ко), и в финальной перестрелке Крис убивает Калверу. Но перед тем, как умереть, Калвера, глядя в глаза своему убийце, говорит:
"Вы вернулись обратно? Из-за этой маленькой, нищей деревеньки? Зачем?! Такой человек, как вы..."
Надо видеть, как это сыграно.
Так вот. Эти слова, как слово в слово, так и в ином наборе, но той же сути, я слышал относительно Навального от множества разных людей.
Говоря о ком-то "он(а) — умный человек", мы, часто сами того не замечая, имеем в виду разные качества мышления. Для огромного числа сообразительных людей вся эта романтическая муть не существует, и доказать им, что она не просто есть, но для кого-то внезапно или постепенно становится важнее всего, даже собственной жизни, невозможно, как невозможно показать дальтонику отличие красного цвета от зелёного. При этом в повседневной жизни, в умении хорошо устраиваться прагматики часто дадут сто очков вперёд любому идеалисту. Кто умнее, кто правильнее живёт, кто успешнее, я предоставлю решать читателю самому.
Пафос неуместен в быту и в повседневности. Поэтому — "Не поминай имени Господа всуе". Самое важное в Третьей Заповеди — "всуе". Это значит, что иногда наступает время, когда пафос не просто уместен. Он неизбежен. Так вот: для Алексея Навального идеализм и романтизм были конкретными ощутимыми и совершенно реальными вещами, за которые он отдал жизнь.