Максим Кац последнее время усиленно призывает участвовать в выборах. Выборы он видит основным средством смены режима в России, более эффективным, чем вооружённое сопротивление или успехи ВСУ на фронте. Надо уточнить, что, как опытный демагог, Кац постоянно оговаривается и в одном и том же интервью то заявляет, что действия ВСУ никак не влияют на устойчивость путинского режима, то влияют, однако для смены режима недостаточно, то что эти действия могут запустить процессы, которые могут обрушить режим, и т.п. То есть Кац говорит на типичном политтехнологическом арго, позволяющем натянуть сову на глобус и в случае необходимости заявить, что глобус натянут на сову, что глобус не глобус, а сова не сова.
Кац — простой и ясный персонаж для любого наблюдателя, способного отделять зерна от плевел. Пожалуй, никто другой из декларативных противников путинского режима не загубил так много начинаний, не разрушил так много проектов, не дискредитировал столько союзников, как Кац. С энергией и наглостью отца Фёдора, желающего во что бы то ни стало добиться желаемого от инженера Брунса, он навязывает себя в равноправные партнёры заметным оппозиционным организациям, велеречиво обрисовывает радужные перспективы сотрудничества, вносит свой специфический вклад, в результате чего начинание завершается пшиком и публичным скандалом, в которых Кац всегда обвиняет тех людей, чьего расположения он добивался совсем недавно. Его поведение на редкость точно, вплоть до деталей похоже на поведение жука-ломехузы, в чём может убедиться каждый желающий, прочитав соответствующую статью в энциклопедии.
Однако нас интересуют не энтомологические изыскания, а продолжающаяся вопреки всему дискуссия о смысле и перспективах грядущих президентских "выборов" в России. Если бы апологетом участия в этой процедуре оставался один Максим Кац, я не стал бы возвращаться к этой теме, но соответствующие рекомендации ФБК Навального меняют регистр её звучания. Недавно я уже высказывался по этому поводу здесь. Добавлю лишь, что, по-моему, включение в выборный процесс оккупированных территорий Украины превращает голосующих в соучастников преступления. Я не юрист, и об этом аспекте, надо думать, кто-то выскажется или уже высказался более компетентно. Я же попробую развить и обосновать тезис, выдвинутый в конце вышеупомянутой статьи, который, насколько я могу судить, пока не стал предметом обсуждения заинтересованных персон.
Исходными его положениями является согласие с тем, что единственный смысл любых выборов — возможность смены власти и что на грядущих российских "выборах" такой возможности нет, однако власть может поменяться вследствие массового возмущения, спровоцированного масштабными фальсификациями результатов голосования, как, например, произошло 3 года назад в Беларуси.
Имея в виду такую перспективу, необходимо учитывать качество согласных принимать участие в таких "выборах". Социологические исследования по этому вопросу в нынешней России невозможны, поэтому придётся ограничиться личными впечатлениями и представлением о сложившейся ситуации. В защиту своих прав выходят по преимуществу люди решительные и обладающие чувством собственного достоинства. То есть те, кто в последнее время массово покинули страну. И даже те из них, кто по каким-либо причинам остался в России, не находят возможным голосовать на таких "выборах", так же как ходить на "путинги", играть в напёрстки или участвовать в иных унизительных и глупых процедурах.
Иные, кто согласен "пойти и выразить гражданскую позицию", не учитывая качества предлагаемой им процедуры, относятся к другой гражданской категории. Это люди, неспособные полноценно выполнять свои гражданские функции, подобно тому, как превращаются в бесполезных нахлебников одурманенные ломехузой псевдоэргаты. Конечно, люди — не муравьи и обычно сохраняют возможность пробудиться от летаргии. Но, тем не менее, наивно и даже глупо лелеять надежду на то, что согласные участвовать в памфиловском фарсе, заранее осведомленные о неизбежности фальсификации его результатов, вдруг очнутся и возмутятся происходящему. Если, конечно, агитирующие за такое участие не вдохновлены иными перспективами.