Власти и духовенство Крыма попросили частные клиники "внести вклад в улучшение демографической ситуации" и прекратить делать аборты. Все частные крымские клиники приняли просьбу к исполнению. Теперь сделать аборт в регионе можно будет только в госклиниках. Такая практика может быть расширена и на другие субъекты Федерации.
Одновременно в регионах идет процесс принятия региональных законов об административном наказании в виде штрафов за склонение женщин к искусственному прерыванию беременности. Первой стала Мордовия, где такой закон принят в августе. В нынешнем месяце аналогичный документ приняло Заксобрание Тверской области. На очереди Тамбовская область, где законопроект уже внесен губернатором.
Антиабортная кампания в последнее время набирает обороты, но сталкивается с проблемой. Опрос ВЦИОМ от 2022 года показывает, что половина россиян (51%) выступают против вмешательства государства в вопросы планирования семьи и абортов. Наибольшее неприятие государственного вмешательства демонстрирует молодежь 18–24 лет - 57%. Обратную позицию разделяют 36%. Об этом чаще говорят мужчины (42%) и 35-44-летние (42%).
Согласно этому же опросу, лишь 13% выступают за полный запрет абортов. Самые популярные ответы на вопрос о том, при каких обстоятельствах можно разрешить аборты - по медицинским показателям (43%), по желанию женщины (36%), если женщина подверглась сексуальному насилию (23%). Респондентам можно было выбрать любое число ответов или предложить свой вариант.
Таким образом еще с советских времен (либерализация законодательства об абортах произошла после смерти Сталина в 1955 году) большинство населения привыкло относить аборты к сфере частной жизни. Поэтому законодатель на федеральном уровне относится к антиабортным мерам с осторожностью, исходя из того, что слишком жесткие решения могут быть непопулярны. Пока такие меры принимаются в регионах.
При этом наблюдается существенное сокращение числа абортов – в 1990 году на территории РСФСР было сделано 4 млн 103 тыс. абортов, в 2022-м в РФ – 395 тыс. Противники абортов оспаривают последнюю цифру, заявляя, что в частных клиниках не ведется должный учет, сами же клиники решительно это отрицают. Но в любом случае количество абортов резко уменьшилось – основной причиной является распространение контрацепции. Также действуют два различных фактора – модернистский (культ здорового образа жизни) и традиционалистский (рост религиозности). Уменьшение числа абортов произошло уже в 1990-е годы, с которыми часто связывают кризис нравственных ценностей – уже в 2000 году было сделано 2 млн 138 тыс. абортов, почти в два раза меньше, чем за 10 лет до этого.
Продвижение антиабортных мер связано с двумя факторами. Первый – падение рождаемости (в 2014 году в России родилось 1,94 млн человек, в 2022-м – 1,3 млн). Возникает желание любыми путями развернуть этот процесс в условиях, когда экономические возможности государства по стимулированию рождаемости ограничены, а в современном обществе женщины все чаще ориентированы на самореализацию, а не на многодетность – и откладывают беременность на более поздние сроки.
Второй фактор – усиление религиозного лоббизма, который в последние годы стал важным политическим фактором. Для православных практикующих верующих любой аборт является убийством, то есть грехом – и любые шаги по ограничению абортов являются лишь этапами на пути к полному запрету. Внутри РПЦ ведется дискуссия лишь о том, возможен ли аборт при угрозе жизни матери – официальная позиция предусматривает его допустимость (с последующим покаянием), тогда как наиболее ригористичные священнослужители отрицают и такой вариант, апеллируя к материнской самоотверженности. Так что, отгораживаясь от Запада, современная Россия в то же время заимствует антиабортную повестку у американских евангелистов, имеющих огромный лоббистский опыт и серьезно влияющих на позицию Республиканской партии по моральным вопросам.
! Орфография и стилистика автора сохранены