Я знаю — чудо будет,
я знаю — чуду быть,
когда Владимир Путин
Кириллу велел ныть.
Опухший и уставший Кирилл проныл, что икона, которую он лично нашел в своей резиденции, оказалась той самой Казанской чудотворной 1580 года написания.
Понятна усталость Кирилла: всю ночь, наверно, думал,
как икону, перед которой мятежники молились перед штурмом Кремля, выдать за охранительницу Кремлевского сидельца.
Оттого и ляпнул про "1580 год написания". Ни один эксперт не может датировать написание иконы так точно.
То есть может, но при условии: есть четкая письменная фиксация создания иконы. Есть непрерывная с той минуты история наблюдения за ней. Казанская икона:
а) неизвестно, когда была написана. 1579 год это год ее нахождения на пожарище, но не год ее создания;
б) она исчезла более ста лет назад, причем следствие ясно установило факт ее разрубления и сожжения.
(Также возможна точная датировка, если на иконе есть посторонние лица: ктитор с семьей или их святые покровители; тогда, зная по письменным источникам, в каком году какие имена получали его дети, можно понять дату).
Патриархия, конечно, не затруднит себя ни публикацией экспертиз, устанавливающих время написания предъявленной иконы, ни публикацией ее фото высокого качества.
Можно ожидать, что в скором времени патриарх Кирилл найдет у себе под кроватью Константинов Дар (подлинный, а не римскую фальшивку; в нем будет сказано, что все завещано "патриарху северных страны") и плат, посланный Христом царю Авгарю.
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ
Раньше говорили, что Бог явил чудотворный образ. Но так, конечно, точнее. А еще точнее было бы все же употребить слово "презентация".
Интересно, а закон о ложной рекламе в таких случаях работает?
А еще патриарх сказал: "Сегодня мы молимся Пресвятой Владычице нашей Богородице, чтобы Она не оставила Землю Русскую, как Она не оставляла ее на протяжении тысячелетней истории, чтобы никакой враг не смог разрушить духовное единство нашего народа, чтобы сохранялись неповрежденными рубежи Отечества".
А "рубежи Отечества" Богородица должна защищать по состоянию на какое число, какого месяца, какого года и столетия?
Поставит ли Святейший на вид Пресвятой неисполнение вмененных им Ей обязанностей по защите русских рубежей в Манчжурии, Финляндии и Польше? Отчего не остались "неповрежденными рубежи Отечества" на границах с Турцией, Персией, Румынией, Венгрией, Афганистаном?
А как быть Богородице, если соседи России тоже молятся Ей о сохранении неповрежденными рубежей своего Отечества?
Но ведь Мария во дни Своей земной жизни не помышляла о расширении границ царства Ирода.
Так может, и сейчас уместнее помолиться: "Матерь Божия, приведи рубежи нашего земного Отечества к тому виду, чтобы избавлены мы были от обольщения манией собственного величия и от желания пугать всех своим весом"?
Цензура оскопила дерзновенную и мужественную речь патриарха Кирилла.
Были убраны вот эти слова:
"Враг был изгнан из Кремля, затем из Москвы, и страна обрела свободу"
Они есть тут (15-я минтута)
и их нет тут
Довольно путаная речь патриарха уверяла, что:
"Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Казанской Божией Матери, Московской. Это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский. Когда поляки находились в Москве, в этот исторический момент и происходит явление Казанский образ. Образ датирован 1580 годом. Это как раз то самое время.
Князь Пожарский строит на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери для того, чтобы поместить в него ту самую икону, перед которой он молился.
Икона оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи.
Благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества.
Я внимательно просматривал иконы и обрел вот этот образ. Экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той созданной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский. Вы видите перед собой подлинник, чудотворный Казанский образ Божией Матери, перед которым молились Пожарский, Минин".
Упомянутый 1580 год - это никак не Смутное время и не то время, когда поляки находились в Кремле. Время написания Казанской иконы неизвестно. Год ее обретения - это 1579. Можно предположить, что начиная с 1580 года с нее стали писаться списки (копии).
Одна из этих копий вполне могла оказаться в обозе Пожарского и Минина и по итогам событий остаться в храме на Красной площади, получив именование Московской Казанской иконы. Именовалась ли именно она чудотворной? Не знаю. Но она исчезла в 1918 году.
В 2002 выходит в публичную жизнь другая икона, именуемая Казанской. Софья Багдасарова (shakko.ru) напомнила о том, что московский коллекционер С. Н. Воробьёв подарил некую Казанскую патриарху Алексию
Это и есть та икона, что потом Кирилл "чудесно обрел и явил". Хранитель и даритель- Сергей Николаевич Воробьев скончался в прошлом году 2022. Так что наследник патр. Алексия может творить свои сказки без свидетелей.
Та ли это икона,что исчезла в 1918 из московской Казанской церкви?
Размеры иконы, украденной в 1918 г. — 27,3 ? 24,5 см
Размеры иконы из семьи Воробьевых — 26,7 х 22,3 см.
Размеры Казанской явленной иконы — 28,7 х 24,3 см
Икона из воробьевского собрания сделана с Казанского оригинала, а не с московского списка.
Напомню, что сам Кирилл хоть и обещал, но так и не назвал имя искусствоведа, что принес икону в храм. А сайт патриархии и ее спикер так и смогли за этот день вывесить историческую справку о разрекламированном артефакте, ограничившись отсылками к Правэнциклопедии.
То, что Кирилл, увлекшись саморекламой, так и не упомянул патр. Алексия, которому, собственно, эта икона и была подарена, говорит о нравственном уровне действующего первосвященника.
Удивительно много яканий было во вчерашней проповеди о том, как проповедник лично "явил обретенный чудотворный образ":
"Я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и дарят. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet. Я с интересом стал смотреть, а сколько же стоит ряд подарков, которые мне делали...
Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрел этот образ. Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон. У меня была полная уверенность, что это одна из таких копий; я не мог себе представить, что могло быть нечто иное. Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. Я не сразу решился на то, чтобы обо всем этом сказать в храме, но потом понял, что таить эту историю невозможно.
я радуюсь тому, что наконец имею возможность обо всем этом открыто сказать. Еще раз подчеркну, что не сразу решился открыть эту тайну. Но когда у меня не осталось ни малейших сомнений, что передо мной подлинник, я принял решение именно в этом святом храме рассказать нашему народу. Икона, которая сегодня находится среди нас, по моему благословению будет направлена в Казанский собор".
Ой, первый абзац не из вчерашней проповеди, а из исповеди Соловьеву в 2012 году.
А в 2009 помните, сколько было заверений в том, что у патриарха нет личного имущества, все подарки ему и все его приобретения четко фиксируются, документально оформляются (это же не его личное, а церковная собственность, а раз это собственность юрлица, то и оформляться должна соответственно) и передаются преемнику.
Но вот редчайшая и драгоценная икона 16 века просто валялась в комнате забытых вещей и на ней не было даже ярлычка с историей дарения и описанием (или пояснительной бумажки-вкладыша в коробке). То, что она осталась на месте, означает лишь то, что глазах ридигеровского окружения, которое после кончины бросилось "прибираться" в его комнатах, старые иконы большой ценностью просто не считались. Но в любом случае такая незадокументированность ценных вещей и подарков в патриарших дворцах создает идеальные условия для любых операций с ними — и при жизни хозяина, и при его смене.
Вот это назойливое яканье при сокрытии того простого факта, что "чудом обретенная икона" на самом деле была подарена патриарху Алексию еще в 2002 году, при неупоминании имени дарителя выставило проповедника в неприглядном свете.
Точно так же, как и его знаменитая и уже упомянутая объяснительная Владимиру "Соловьеву" по поводу нанопыльной квартиры и часов.
Но раз за разом авто-апологетические усилия "главного миссионера" и "голоса Бога" напоминают о ЧП, запечатленном на вот этой картинке:
Казань не в курсе кириллова явления
Сегодня Казанский митрополит служил, говорил проповедь. И — ни слова о вчерашнем "чудесном явлении Казанской иконы"
Тихая фронда?
! Орфография и стилистика автора сохранены