Шендерович стрельнул. Долго пристреливался. Сетовал о замене кафедры русской филологии на украинскую филологию в Польше. Постоянно осенял себя знамением иностранного агента, находясь вне доступа Роскомнадзора и российских правоподавительных органов. Бросал клич: "Подайте на уплату штрафов путинским сатрапам!" Клеймил украинских нацистов.
Это, возможно, было бы простительно для человека, незнакомого с классификациями фашизма Умберто Эко, Лоуренса Бритта и Роже Бордерона. Видимо, сочтя все это недостаточным, он решил выстрелить, что называется, штатным снарядом.
И про то, что они (Шендерович) в будущем пойдут с Украиной разными путями, и про то, что мальчики-убийцы и насильники, возможно, и плохие, но они их (Шендеровича) мальчики и даже, возможно, не столь уж и плохие.
У меня сразу же сложилось впечатление, что если эти мальчики будут ходить на его концерты и покупать его книги, то не исключено, что они окажутся и вовсе хорошими.
В противовес тем, кто его, скорее всего, после этого читать больше не будет.
И про еврейскую бабушку, которая не могла слышать немецкую речь.
Коллега Александр Морозов в свойственной ему манере поставил Виктору, казалось бы, окончательный диагноз: "Конструирование неадекватной смысловой позиции".
На мой взгляд, диагноз поставлен блестяще — неадекВАТНОСТЬ. Вроде бы вопрос на этом исчерпан.
НО.
Мне кажется, здесь есть еще и некоторые смыслы и даже некоторые вопросы. Начну со смыслов. Их всего два.
ПЕРВЫЙ — это смысл будущего России.
Российский либерал типа Шендеровича с выразительно либеральным выражением лица и вкрадчивым, спокойным, либеральным голосом может сколько угодно говорить о будущем России. И возможно, даже небескорыстно, получая за свои выступления гонорары. Но у пропащей страны нет и не может быть светлого будущего. У нее есть выбор между плохим и очень плохим.
Очень плохой — это вера в светлое будущее типа ПРБ, переходящее в Гражданскую войну.
Плохой — это рационализация с последующим распадом на независимые государства (т.е. на те, которые пожелают этого) и тяжелый труд по преодолению Русской Матрицы, формированию новых государств и новых народов.
Я полагаю, что уж он-то не может не понимать, что величие Великой Русской культуры было бы немыслимо без той убогой жизни, явившейся неисчерпаемым источником вдохновения для нее, и русской природы, которая независима от этого народа. Причем Великая русская литература никогда не игнорировала эти темы в угоду популярности, гонорарам и т.д.
ВТОРОЙ — это смысл, сформулированный еврейской бабушкой, которая не могла слышать немецкую речь.
Все дело в том, что у меня тоже была еврейская бабушка. Она мне ничего не рассказывала про немцев и немецкую речь, хотя благодаря ее идишу я всегда понимаю немецкий язык.
Но мне вполне достаточно другой трагической семейной истории. В июне 1941 г. ее мужа, моего деда, как ответственного работника вместе с семьей срочно эвакуировали из Белоруссии. Все остались живы. Но ее родители наотрез отказались от эвакуации. Ее отец, мой прадед, сказал ей, что хуже чем при... быть уже не может. В этом тоже был и остается немалый смысл.
Вопросов в развитие этой темы тоже всего два.
ПЕРВЫЙ, естественно русский.
Кто виноват?
Шендерович, как представитель просвещенного сословия, вопреки традициям этого сословия (меня терзают смутные сомнения о причинах) предпочитает уйти от анализа причин войны и преступлений страны и значительной части народа. Уйти от анализа ответственности этого народа.
Я помню интересные размышления А. Пятигорского о коллективной ответственности. Она начинается с мысли о ней.
А с отсутствия даже мысли об ответственности, независимо от ее характера (индивидуальной или коллективной), начинается коллективная безответственность. И индивидуальная тоже.
Возможно, что в представлении Шендеровича чувство вины не помещается ни в тонкой душевной организации, ни в богатом внутреннем мире.
О каком будущем России в таком случае может идти речь, если властители российских умов не ставят вопрос об ответственности?
ВТОРОЙ, что тоже абсолютно естественно, еврейский.
С кого начать?
Все дело в том, что сегодня вопрос о распаде России все больше переходит в практическую плоскость. И в этом аспекте весьма примечательно, что на эту тему уже открыто говорят даже отдельные русские националисты.
И в это же время в России евреи Путина, пропагандисты Путина (Соловьев, Сатановский, Кедми), депутаты Путина (Вассерман, Хинштейн) и т.д., а также в оппозиции эмиграции (список еще длиннее) говорят о сохранении ее единства.
Российский вопрос решается уже более ста лет.
Финляндия, Польша, страны Балтии, 14 бывших республик СССР его для себя решили. Навсегда.
Сейчас этот вопрос актуален и для других народов. И они, безусловно, его решат.
Но не получится ли так, что спрашивать за окончательное, но запоздалое решение российского вопроса начнут с обеих групп евреев российской империи?
В этом плане, перефразируя известную блатную песню:
Шендерович стрельнул,
Стрельнул — промахнулся.
И попал немножечко в себя…
А зачем такие стрелки входят в состав Антивоенного Комитета — это уже совсем другой вопрос.