30 лет назад я сидела в аэропорту Шереметьево и чувствовала себя очень несчастной.
Я летела в Голландию на конференцию какой-то совершенно неизвестной мне организации и ужасно боялась. Это была четвёртая поездка за границу в моей жизни, но я в первый раз ехала совершенно одна и была в ужасе.
Я же там никого не знаю и меня никто не знает… мне было очень страшно.
Потом я приехала в город Леуварден, где собрались учителя со всей Европы, чтобы основать ассоциацию учителей истории - Евроклио. После первых выступлений объявили перерыв (тогда я впервые услышала слово кофе-брейк), я вышла, взяла чашку с кофе, какую-то печенюшку и тихонько встала подальше от остальных.
И тут… Тадамммм!!!
Ко мне подошли две совершенно незнакомых женщины, представились, объяснили, что они учительницы из Швеции, и стали расспрашивать, как там у нас в России с преподаванием истории.
Можете смеяться, но для меня это был настоящий взрыв мозга. Вдруг оказалось, что все эти совершенно незнакомые мне люди хотят разговаривать со мной, интересуются тем, что я рассказываю, и вообще, очень милые и симпатичные.
Так началось мое многолетнее сотрудничество с Евроклио, которое очень многое изменило в моей личной судьбе, как человека и учителя, и в судьбе множества моих коллег, да и в том, как развивалось преподавание истории в России.
И вот прошло тридцать лет. В моей жизни изменилось абсолютно всё.
Но я опять прилетаю на конференцию Евроклио - на этот раз в Вильнюс. Теперь меня просят выступить на открытии конференции вместе с украинским историком - тема: "Сложность истории".
Теперь в зале есть те, с кем я дружу уже много лет, а есть те, кого я совсем не знаю. Я начинаю выступление с извинения: мой багаж потерялся на пересадке и приходится выступать в довольно потрепанном виде.
Проходит еще день. Багаж привозят. Я стою у входа в гостиницу и жду такси, чтобы ехать уже на собственную лекцию. В этот момент подъезжают микроавтобусы, из них выходят участники конференции Евроклио, возвращающиеся после напряженного рабочего дня.
Вид у них усталый. Но как только они замечают меня, то практически каждый улыбается, подбегает ко мне и восклицает: "О! Ты переоделась! Багаж прибыл!"
Некоторые тут же начинают обсуждать мое вчерашнее выступление.
И это все так приятно. Люди видят малознакомого человека и не упускают возможность порадоваться за меня.
Да-да это опять банальное рассуждение на тему о западной доброжелательности. Помню, как в конце 80-х - начале 90-х, когда рухнул железный занавес, много было рассуждений о "неискренности", "фальши" западных улыбок, в отличие от нашего поведения, идущего из глубины души…
А я вспоминаю сегодня любимую группу "Каста": "От колыбели и до могилы Мы хмурые как небо над Тагилом"…
И еще я сегодня точно знаю: улыбка и добрые слова, даже если за ними стоит не великое чувство, а просто вежливость, уже что-то меняют в хорошую сторону.
Может быть, меня разложила Португалия, где таксист, продавец или курьер, доставивший посылку, обязательно желают тебе хорошего дня - и это не решает всех твоих проблем, но почему-то помогает их решать.
"Россия будет счастливой", - сказал Алексей Навальный перед тем, как начать свой крестный путь.
В счастливой России будущего мы будем улыбаться и говорить друг другу комплименты.
Помните, чем там заканчивается у Окуджавы: "Давайте жить во всем друг другу потакая, Тем более, что жизнь короткая такая".
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
! Орфография и стилистика автора сохранены