Министр финансов Силуанов сообщил, что все запланированные на 2023 год решения будут обеспечены финансами, независимо от разницы доходов и расходов бюджета.

2023 год сомнений не вызывает - еще есть Фонд национального благосостояния, хотя примерно половина этого фонда - это неликвидные или сложно продаваемые активы. Плюс внезапно объявлено о неизвестно откуда появившихся 2,5 трлн рублей, которые, возможно, как раз и пришли от продажи какой-то части активов фонда.

Могут быть и иные источники - вдруг обнаружилось, что Центробанк за год до спецоперации начал завозить в страну огромное количество наличных долларов и в итоге этот объем составил более 60 млрд. Что-то было потрачено в первые панические месяцы после февраля 2022 года, но что-то осталось.

В любом случае, какое-то время поддерживать на плаву систему удастся, но всё это, конечно, паллиатив. Запасы исчерпаемы и рано или поздно, но подойдут к концу. Вопрос - что потом.

Технически запасы существуют для того, чтобы пережить сложный период и перестроить экономику на новый источник ресурсов. Это нормальная практика и вполне рациональная. Проблема в том, что никакой новой модели не предъявлено - все та же торговля ресурсами в обмен на некое "импортозамещение".

При этом торговля ресурсами предлагается явно на гораздо худших условиях, чем ранее. Хотя бы потому, что нет выстроенной логистики для переориентации на другие рынки (а выстраивается она даже не годами, а десятилетиями - тот же Китай второе десятилетие строит свой "Шелковый путь" и всё ещё далек от его реализации). Нет устойчивых связей на новых рынках. Нет программы реиндустриализации страны - разве что в виде благих и несистемных пожеланий президента, которому недосуг заняться всем этим непосредственно.

В общем, деньги закончатся явно быстрее, чем сообразят, откуда их брать. И что потом?

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены