Публичное выступление бывшего депутата Госдумы Роберта Шлегеля наделало шуму. Бывший единоросс, после 2016 года уехавший в Германию и получивший паспорт как этнический немец, теперь пишет, что выступает против войны, поддерживает Навального, Яшина и Ройзмана. Шлегель и раньше давал понять, что он теперь не одобряет политику Кремля, но впервые высказывается так конкретно против войны в Украине. А в комментариях оппозиционным СМИ даже выражает готовность дать показания против Путина, если это потребуется.
Выступление бывшего депутата Госдумы и экс-члена российской правящей партии — явление, конечно, заметное. Но поступок Шлегеля вызывает понятный скепсис по нескольким причинам. Во-первых, простите, "где вы были восемь лет целый год"? Почему вдруг высказался только сейчас? Складывается впечатление, что этого потребовали обстоятельства (например, стало трудно заниматься бизнесом в Германии или появилась угроза санкций). Вполне согласен со звучащей оценкой Шлегеля как конъюнктурщика — когда-то он был видным "нашистом" и делал карьеру в "Единой России", теперь держит нос по другому ветру, чего же удивительного.
Во-вторых, осуждение войны — это хорошо, но по-настоящему ценно оно, когда осудивший что-то теряет и чем-то рискует. Тогда его слова превращаются из дежурной реплики в настоящий поступок. Шлегель ничем не рискует и ничего не теряет, наоборот, видимо, пытается укрепить или сохранить свое положение на Западе за счет антивоенной риторики.
И все-таки, думаю, высказывание Шлегеля — скорее хорошо. Хоть он несколько лет назад покинул РФ, какие-то представители российского правящего класса могут смотреть на него как на социально близкого. Это не человек предыдущей эпохи, это недавний функционер режима. Войну осуждает уже не оппозиционер, а человек, который совсем недавно был рядом с нынешней элитой, имел мандат депутата, ходил в администрацию президента и т.п. Понятно, что это ни для кого не станет переломным моментом, но все-таки чем больше разных людей высказываются против войны, тем лучше.
Значит ли это, что Шлегель заслуживает теперь какого-то доверия? Нет.
P.S. При этом оценки, которые Шлегель дает текущей ситуации, довольно трезвые. Посмотрите, например, интервью, которое он дал Фариде Рустамовой.
! Орфография и стилистика автора сохранены