Письмо Навального соратникам помимо подбадривания себя и адресатов содержит одну мысль, на которой стоило бы остановиться:
"Кремль всех расчехлил, всех агентов раскрыл, все возможности использовал, чтобы купировать УМГ. В основном у них все получилось. Но цена, которую они заплатят, будет большой. Окончательный крест на перспективах развития. Не будет ни технологий, ни роста ВВП, ни увеличения доходов, ни образования, ни здравоохранения.
Режим переродился в течение нескольких месяцев этой предвыборной гонки, и его новый вид не совместим с ростом в любом виде.
Деградация. Отставание. Рост цен. Вот то, что будет в политической повестке в ближайшее время".
Пожалуй, значение конкретно УГ тут сильно преувеличено. Скорее стоит говорить о некоторых промежуточных итогах деятельности Навального в целом. Так вот, как всё было раньше? Кремль как единственный реальный более-менее европеец в России, разного рода любители Ленина-Сталина и прочего мытья сапогов в Индийском океане в качестве единственной более-менее реальной альтернативы и такая либеральная оппозиция, которая бесконечно далека от народа и априори не имеет никаких шансов дорваться до настоящей большой власти. Пока так было, режим в целом чувствовал себя в безопасности.
К 2011 году, однако, возникли предпосылки снизу для изменения такого соотношения сил: выросло поколение, учившееся по ельцинским (в советских народных сказках - соросовским) учебникам, что привело к заметному увеличению доли условных либералов (включая, конечно, условных "неавторитарных левых" слева и условных нацдемов справа) в обществе, что, конечно, поставило на повестку дня вопрос как минимум о выходе либералов из гетто.
Однако кроме спроса на народный либерализм должно быть ещё и предложение. И именно Навальный сделал его.
Причём если говорить о вкладе в историю Зюганова, Жириновского или Явлинского, то окажется: на их месте легко представить себе кого-то другого, кто делал бы ту же работу. А вот кем можно было бы заменить Навального? И вы знаете, мне ни одна фамилия не приходит в голову. Причём не только среди бумеров с их шлейфом "людей из 90-х", но и среди новой генерации. Ну вот только представьте себе в такой роли Волкова, Милова или, простите, Каца. Это же просто смешно.
Так или иначе призрак народного либерализма, столь напугавший Кремль, зашагал по просторам матушки-России именно благодаря Алексею. Причём, что также очень существенно, он похоронил надежду озёрных на закрытие вопроса об итогах раздела большой собственности со сменой поколений и таким образом очень сильно поднял ставки.
В то же время не в последнюю очередь именно потому как Навальный оказался один такой, режим смог одержать тактическую победу над этим вызовом.
Цена победы, правда, оказалась именно такой, как пишет Алексей. Любой человек младше определённого возраста под подозрением, любой человек с хорошим образованием под подозрением, любая инициатива рассматривается в ключе "как бы чего не вышло", любая лишняя копейка идёт на пропаганду и полицейщину.
Мог ли Навальный сделать большее? Да, пожалуй. Но в одиночку он в любом случае не смог бы дать призраку народного либерализма плоть и кровь.
Впрочем, стратегически вопрос не закрыт и жизнь самого Алексея продолжается.
! Орфография и стилистика автора сохранены