Похоже, российский футбол вот-вот примет историческое решение о переходе из Европы в Азию. Или, говоря юридическим языком, РФС перейдёт из УЕФА в АФК.
Любому человеку, хоть немного интересующемуся футболом, понятно, что этот шаг будет означать чудовищный регресс всей футбольной инфраструктуры. Азиатский футбол проигрывает европейскому буквально во всем, начиная с профессионального уровня и заканчивая финансовыми возможностями. Так, призовые в азиатской Лиге чемпионов примерно в 150 (прописью: в сто пятьдесят!) раз меньше, чем в европейской. Руководитель УЕФА словенец Чеферин прямо заявил, что переход в азиатскую конфедерацию отбросит российский футбол на 100 лет назад.
Собственно, именно поэтому Азербайджан, Грузия, Израиль, Казахстан и Турция играют в Европе (Казахстан, чтобы сменить конфедерацию, приложил в своё время массу дипломатических усилий).
В качестве основной причины перехода функционеры называют отстранение российских клубов и сборной от европейских соревнований. Действительно, из-за агрессии против Украины Россия пропустила ЧМ-2022, Лигу наций и практически гарантированно пропустит ЧЕ-2024. Две унылые нулевые ничьи в товарищеских матчах с Узбекистаном и Таджикистаном (боснийцы отказались играть с россиянами даже за деньги) лишь подчеркнули безнадегу международной изоляции.
Вместе с тем переход в АФК отнюдь не гарантирует российскому футболу возвращение на международную арену.
Во-первых, как отмечалось ранее, включение в чемпионат России крымских (и других украинских) клубов с огромной вероятностью повлечет за собой бан на уровне ФИФА, и АФК обязана будет подчиниться санкциям.
Во-вторых, и в азиатском футболе тон задают так называемые недружественные страны — Япония, Южная Корея и Австралия, и далеко не факт, что эти сборные и их клубы согласятся играть с представителями страны-агрессора.
Наконец, даже в случае выхода России в финальную часть ЧМ-2026 её будут поджидать там те же страны ЕС и НАТО, да и сам турнир пройдет в самом логове врага — в США.
Нет никаких сомнений, что руководство РФС понимает все эти риски и отдает себе отчет в том, что обсуждаемый шаг скорее создаст российскому футболу массу новых проблем, чем решит старые. Однако разворот в сторону Азии слишком хорошо бьется с истеричным антиевропейским курсом Кремля — и, похоже, Кремль уже высказался по этому вопросу.
На это указывает и то обстоятельство, что еще полгода назад чиновники РФС даже не допускали мысли о выходе из УЕФА. Как ни крути, профессионалы не могли переобуться так быстро без осязаемого идеологического пинка. Но кто из них рискнет объяснять катастрофические последствия этого решения окружению сумасшедшего фюрера?
А даже если бы и рискнули — кто их будет слушать? Сумасшедший фюрер уже утопил в болоте российскую экономику, внешнюю политику, гражданское общество и правовую систему — с какой стати его будет волновать судьба российского футбола...