В Токио невероятно тепло – такого декабря в Японии, честно говоря, я даже и не припомню. Сегодня было плюс 14,безветренно и тихо, совершенно голубое, яркое небо без единого облачка и невероятно сухой по местным меркам воздух. "Идеальная погода для стирки, белье можно очень быстро высушить на балконе", - бормотало радио, когда я затормозил на перекрестке перед зеброй, по которой шагали трое школьниц-подружек. 

Они над чем-то хихикали, кого-то передразнивали, а я поражался переменам в облике местных учениц. Надо пояснить: японские школьницы обожают свою форму, они в ней с удовольствием разгуливают, это предмет гордости и стиля. Форма может отличаться в зависимости от школы, но до относительно недавнего времени это всегда была клетчатая или синяя юбка разной длины, белая или цветная блузка – иногда с воротником-матроской у самых старинных и престижных учебных заведений. В холодное время года это дополняется джемпером или пиджаком. Но главный компонент был неизменен – юбка, которую юные модницы иногда закорачивают до невероятности. 

Однако сегодня передо мной по переходу-зебре под теплым декабрьским солнцем прошагали революционерки – из трех подружек двое щеголяли, не поверите, в брюках! Это не было, конечно, вызовом общественной морали. Просто во все большем количестве школ сейчас стали вводить достаточно вольный дресс-код, позволяя ученицам и ученикам самим определять некоторые компоненты формы. Включая разрешение на брюки для девчонок, которые еще недавно в японских школах были запрещены почти так же, как в СССР во времена борьбы со стилягами.  

Борьба за большую свободу идет в местных учебных заведениях и на других фронтах. По всей Японии сейчас разворачивается движение за пересмотр составленных иногда еще до войны школьных уставов, содержащих временами совершенно дикие ограничения. 

Достаточно часто, например, жестко регулируется цвет носков и нижнего белья – чтобы никаких вольностей даже у старшеклассниц! Где-то уставы запрещали носить дополнительные трусы под физкультурной формой, а в некоторых школах не разрешались, например, автоматические карандаши! 

Короче, теперь этим глупостям постепенно приходит конец – к февралю нынешнего года архаичные уставы были пересмотрены в большей половине средних и примерно в 20 процентах начальных школ. Педагогические советы обещают, что процесс изменения правил будет продолжаться и впредь – так что, возможно, трех подружек, гулявших сегодня в Токио под теплым декабрьским солнышком, вскоре будут ждать еще большие вольности, чем право натянуть на себя утром по выбору клетчатую форменную юбку или новомодные штаны.

Василий Головнин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены