Вавилонская башня — библейская легенда, известная с детства. Рассказ о странной башне, с помощью которой люди хотели добраться до неба, и за это оказались наказаны странным способом — разделением языков.

А может быть, это не совсем наказание? Ведь Бог мог обрушить на них громы и молнии, а сделал просто так, чтобы строители перестали понимать друг друга. Может быть, это просто защита от излишней гордости и дерзости человечества? 

Желание сравняться с богами, судя по мифам и сказкам самых разных народов, волновало людей всегда. Сколько есть сюжетов — и о постройках, поднимающихся к небу, и о деревьях, по которым можно было добраться до небес, и о героях, пытавшихся взгромоздить одну гору на другую, чтобы подняться к богам и заключить в свои объятия красавиц-богинь.

Об этом рассказывали древние евреи и древние греки, американские индейцы и африканские племена. В разных формах и разных вариантах история о неудавшемся подъеме на небо существует повсюду. 

И не случайно в разных местах мира воздвигали мощные, устремленные ввысь постройки — пирамиды и обелиски, огромные ступенчатые платформы — чего только не строили люди, воспроизводя в символическом виде ту лестницу в небо, по которой им так хотелось забраться. Ту лестницу, которую видел библейский патриарх Иаков в своем вещем сне. Или ту лестницу, которой, по сути дела, являлся священный ясень Иггдрасиль, составлявший мировую ось у скандинавов?

А почему люди с таким упорством (или лучше сказать упрямством?) пытались сконструировать крылья и взлететь? От древнерусских умельцев до Леонардо да Винчи, от братьев Монгольфье до братьев Райт — их всех сжигала одна мечта — стать подобными богам.

И вот вопрос: такое стремление — проявление греховной гордыни или могучей силы человека? Наверное, на эту древнюю и вечную историю можно посмотреть и так и этак… Но, похоже, что в ней заложено что-то невероятно важное для всего человечества. Вот об этом и поговорим в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены