Для начала уточним размеры российских активов, замороженных ведущими странами Запада после 24 февраля.
Согласно многочисленным источникам, на 24 февраля суммарные золотовалютные резервы Центробанка РФ (ЗВР ЦБРФ) составляли около 620 миллиардов долларов. Через несколько дней после начала путинской агрессии (24-28 февраля) правительства и центробанки западных стран (вплоть до Люксембурга) заморозили все активы ЗВР ЦБРФ, находившиеся в пределах их юрисдикции. Очевидно, операция тщательно готовилась.
Германия заморозила ЗВР ЦБ РФ примерно в 97 млрд. долл., что составило на тот момент 15,7% всех этих ЗВР. Интересно, что в середине 2021 года доля "германских активов" в общих активах ЦБ РФ составляла лишь 9,5%. Путинские твердо верили, что "уж Германия не подведет!" и наращивали свои "германские активы". Но Центробанк Германии (Бундесбанк, кажется) и местный Минфин в куда большей степени подчиняются международным финансовым структурам, чем собственному правительству. Кремлевские вляпались!
Америка заморозила активы ЦБ РФ в 41 млрд. долл. (6,6% ЗВР ЦБРФ), Великобритания – около 32 млрд. долл. (5,1%). Франция заморозила 23 млрд. долл., Япония заморозила 33 млрд. долл. Даже маленький Люксембург заморозил около 10 млрд. долл. Всего шесть стран заморозили активы ЦБ РФ примерно на 236 млрд. долл.
Канада, Австралия, еще несколько стран ЕС (из не указанных выше) заморозили активы ЦБ РФ примерно на 84 млрд. долл. Как видите, в пределах "бывших ЗВР ЦБРФ" распределение замороженных активов "прозрачна на 75%". Или даже выше – нужно еще несколько часов погуглить, и сведения придут. При этом у ЦБ РФ нет практически никаких шансов вернуть свои денежки: западные центробанки, под надзором американских кураторов, железной хваткой держат "замороженное".
Все обстоит гораздо мутнее в секторе "замороженных российских активов вне ЗВР ЦБ РФ". Сколько всего здесь заморожено на конец июля? Самое большее, 50 млрд. долл. Или гораздо меньше. Само "замораживание" носит в ряде случаев явно комичный характер. Многие читатели это знают.
Например, господин Авен живет в "замороженном" замке в Лондонграде, тратит наличными (со своих замороженных счетов) около 2500 фунтов, в месяц. А его супруга тратит, из своих личных средств, не менее 100 тысяч долларов в месяц на поддержание "замороженного" замка в приличном состоянии. Она рассчитывает, что замок в какой-то момент "разморозят"!
Повторяю, ситуация в данном секторе очень мутная и непредсказуемая. Хотя общий объем замороженных российских активов вне ЗВР ЦБ РФ потихоньку растет за счет вновь выявленных и "оприходованных" замков, вилл, роскошных квартир, яхт, личных самолетов и личных банковских счетов путинских олигархов, чиновников и близких родственников.
Но уж очень медленный и даже смешной рост! Особенно если принять во внимание, что на начало 2022 года общий объем наличных денег и прочих ликвидных активов – даже если рассматривать лишь "первые три тысячи" путинских родственников, чиновников и олигархов – существенно превышает (даже по осторожным оценкам) два триллиона долларов.
Сюда входят активы "путинских" в Лондонграде и других "гнездах" в Великобритании, их активы в странах ЕС (чего стоят, только во Франции, Париже, на Лазурном берегу и в Биарриц), в Америке (только совокупные активы путинских "первых двухсот" подбираются к одному триллиону долларов, и вся "грамотная Америка" это знает), в оффшорах в Панаме, на Багамах и Виргинских островах, плюс свыше 200 миллиардов долларов в Гонконге...
К чему потребовалось это описание? Дело в том, что совокупные экономические потери Украины, по итогам первого этапа путинской агрессии (2014-21 годы) и первых пяти месяцев второго этапа путинской агрессии (24 февраля – конец июля 2022 года) быстро приближаются к двум триллионам долларов и возможно, к концу года достигнут этого рубежа.
В двух предыдущих статьях на эту тему ("Размеры компенсации" и "Размеры компенсации: уточнения") я постарался показать следующее:
– Экономические потери Украины в ходе первого этапа путинской агрессии (в единых ценах 2021 года) превысили, даже по очень острожным подсчетам, 400 млрд. долл. Это произошло за счет трех главных факторов: чудовищные потери ВВП Украины в 2014-2021 годах, большие разрушения и прямые российские хищения на Донбассе, и экономические потери связанные с гибелью свыше 15 тысяч украинских воинов и мирных жителей.
– Экономические потери Украины в ходе второго этапа путинской агрессии, также в единых ценах 2021 года, с учетом трех перечисленных выше трех главных факторов, минимум в три раза больше потерь первого этапа и, следовательно, уже к концу июля 2022 года превысили 1200 млрд. долл.
Здесь необходимы уточнения. Самое главное: экономические потери Украины приобрели необратимый характер. Даже если Украина к концу 2022 года полностью восстановит свои международно признанные границы, от основной части этих потерь уже не избавиться. Но даже это крайне маловероятный вариант!
В последние дни из Украины поступают сообщения об окружении путинской 49-й армии, оккупировавшей правобережье Херсонской области, включая сам Херсон. Почти разрушен Антоновский мост (в Херсоне) через Днепр, а остальные средства связи с восточным берегом Днепра очень ненадежны. Вполне возможно, к концу лета ВСУ полностью освободят все Правобережье Украины. Но на остальных направлениях серьезное продвижение ВСУ до конца года едва ли возможно. Пять месяцев войны прошло, и оставшиеся пять месяцев до конца года уже просматриваются!
В итоге, по аналогии с потерями 2014-21 годов, можно предсказать потери 2022 года (45-50% от объема ВВП в 2021 году, составившего примерно 200 млрд. долл.), плюс потери последующих восьми лет, с 2023 по 2030 год. В данном случае 500-600 млрд. долл. (в ценах 2021 года) – предельно осторожная оценка, если принять во внимание, что масштабы нового вторжения в несколько раз превышают масштабы вторжения в Донбасс в 2014-15 годах. (Об экономических последствиях оккупации Крыма, включая большой упадок курортного хозяйства, разговор особый.)
Масштабы разрушений, уже составившие с конца февраля по начало июля, по оценкам украинских правительственных экспертов – 750 млрд. долл., и, очевидно, к концу года, в условиях продолжающихся интенсивных боевых действий, существенно вырастут.
Наконец, экономические потери, связанные с человеческими потерями. В одном Мариуполе погибло не менее 25 тысяч мирных жителей, а число погибших бойцов ВСУ и батальонов теробороны приблизилось к 15 тысячам! Еще несколько тысяч мирных жителей погибло по всей Украине. И, наконец, по данным британской разведки, к середине июля в РФ насильно вывезли около 2,5 миллиона украинцев! Путинский рейх нуждается в новых рабах, в условиях стабильного сокращения населения. Все это необходимо сполна сосчитать, в долларах.
Словом, оценка экономических потерь Украины, по состоянию на конец июля, в 1,2 триллиона долларов – это очень осторожная оценка. В реальности все гораздо хуже. И, повторяю, к концу года оценка совокупных экономических потерь Украины, скорее всего, превысит два триллиона долларов.
Короче, нужно немедленно перевести 320 млрд. долл. ЗВР ЦБ РФ из "замороженных" в "конфискованные". И нужно довести размеры "замороженных российских активов вне ЗВР ЦБ РФ" с нынешних смешных объемов до 300-400 млрд. долл. (для начала), а затем конфисковать их. Эти деньги помогут Украине победить в войне, а затем начать (только начать) восстановление.
Слава Украине! Смерть рашистским оккупантам!