Ограничения на поставки газа в Европу по Северному потоку - это один из последних козырей, который может разыграть Россия. По красивой легенде, которую кремлевские небожители сочинили сами для себя, после поворота вентиля слабые и изнеженные европейцы должны, прочувствовав всю тяжесть своего положения, приползти на коленях в Москву и согласиться на все российские требования, список которых оглашался уже неоднократно. Проще говоря - сдать Украину и признать "величие России", поставив на свою шею кремлевский сапог.
Подразумевалось, что газовые ограничения начнутся осенью, вместе с отопительным сезоном, чтобы удар оказался максимально болезненным, но похоже сложности на украинских фронтах и европейские меры по достижению независимости от поставок российских энергоносителей вынудили начать операцию сейчас. Чтобы предотвратить заполнение западных газовых хранилищ и резко ограничить поддержку Киева.
Однако угроза, которая начала реализовываться в последние дни в ситуации отсутствия пикового спроса и наличия некоторых, уже закачанных в хранилища резервов, дает Европе как минимум полгода на маневр, на подготовку к зиме - на расконсервацию мощностей угольных и атомных станций, на поиск новых поставщиков, на меры по ограничению энергопотребления и, возможно, на продолжение разработки голландских месторождений газа, которые планировалось запечатать не по причине их исчерпания, а по экологическим соображениям.
Сложностей для европейской экономики все вышеперечисленное, конечно добавит, как и неизбежно увеличит стоимость энергоносителей на местном рынке, но только подстегнет желание как можно скорее отвязаться от подобного непредсказуемого и склонного к шантажу поставщика, причем любой ценой. И даже некоторые тактические уступки, вроде согласия ряда стран и компаний оплачивать поставки газа "в рублях" будут направлены на получение дополнительного времени для реализации финальной цели.
Вожделенной "замерзшей и замершей Европы" не будет, даже в худшем случае будет ограничено потребление газа крупнейшими нефтехимическими производствами, за счет чего и случится экономия. Убытки от этого будут компенсированы из европейских фондов. А вот неизбежная уже потеря крупнейшего и самого выгодного рынка для российских энергоносителей, который осваивался на протяжении полувека очевидна прямо сейчас. Причем именно российские действия станут тем аргументом, который будет предъявлен и избирателям, и "путинферштеерам" в разных странах.
Если раньше за свои авантюры Россия расплачивалась будущим внуков и потери, убытки, отставание сказались бы на благополучии страны только через поколение, то быстро пройдя этап детей мы, в итоге, оказываемся в ситуации, когда плоды нашей прекрасной политики придется пожать нам самим. Через год-два существенная часть российского нефтегазового экспорта окажется неликвидна и ее просто некому будет предложить. Хуже того - и мир, и Европа постепенно привыкнут существовать вне связи с российскими поставками, и чтобы вернуть хоть часть потерянного некогда рынка России будущего, даже решившей свои внутренние проблемы и ставшей относительно спокойной демократической страной придется совершить огромную работу.
И все ради возвращения доверия покупателей, которое сейчас уничтожается так безрассудно в близоруком желании хоть как-то уесть и прижать политических оппонентов.
! Орфография и стилистика автора сохранены