"Само по себе объявление "полной независимости", в рамках действующего в Моспатриархии эрзаца канонического права, не значит ничего. "Полную независимость" можно трактовать и как автокефалию, то есть собственно независимость, и как "расширенную автономию", которую УПЦ МП имеет уже давно.
— Такая формулировка отнюдь не случайна: она позволяет наполнить образовавшуюся декларативную пустоту реальным содержанием в зависимости от имеющихся политических реалий. Это может быть как автокефалия без оговорок, так и возврат к прежнему статус-кво.
— При этом отдельным говорящим головам из УПЦ МП, а равно и "на местах" это соборное определение дает больше возможностей для маневра. Во Львове можно говорить, что мы провозгласили автокефалию, причем полноценную, а не как у "этих", в Донецке — что просто подтвердили старый статус автономии.
— Судьба УПЦ МП, как и все прочие украинские судьбы, будет решаться на полях сражений. А это значит, что, в стратегической перспективе, Украина для Моспатриархии потеряна".
Эль Мюрид:
"Украинская православная церковь объявила о своей независимости от Московского патриархата и выразила полное несогласие с позицией патриарха Кирилла по поводу конфликта на территории Украины.
...В любом случае эта страница отношений тоже закрыта. Как и большинство других.
...Поразительно, конечно, как при правлении всего лишь одного человека удалось разрушить то, что создавалось столетиями. Тут, несомненно, должен наличествовать талант. Крайне специфический, но даже если просто все пустить на самотек, такое со страной сделать за столь короткий срок просто не получится. Тут нужна упорная и системная работа, буквально на износ".
Егор Ершов:
"Ну и да, давайте скажем откровенно, во что веруют персонажи, обвиняющие нынче УПЦ в вероотступничестве.
Их вера — русско-имперское советское православие, которое в первую очередь имперское и советское, очень условно русское и так, немножко православие. И, чего уж там скрывать, хватает среди них и откровенных атеистов Московского патриархата".
Дмитрий Травин:
"Москва окончательно утратила влияние на Украинскую Православную Церковь. Не знаю, уж, какое духовное общение между РПЦ и УПЦ сохранится, но идеи, которые украинские священники станут предлагать своей пастве, будут сильно отличаться от тех идей, которые предлагает наш церковный официоз".
Сергей Афанасьев:
"Сейчас очень распространено обзывание "УПЦ МП" "сектой". Это в очередной раз доказывает, что "секта" — это не термин, а уничижительное название религиозной организации, своеобразнный аналог мата в богословии и религиоведении. РПЦ популяризировала именно такой подход".
О. Сергей Чапнин:
"В комментарии митрополита Илариона после внеочередного заседания Синода РПЦ 29 мая звучит одна главная мысль:
Нашу московскую власть над Церковью Украины никто и никогда не может поставить под сомнение. Наша власть вечна и абсолютна. Что бы Россия ни делала, сколько бы храмов российская армия в Украине ни разрушала, сколько бы людей российская армия ни убивала — УПЦ прикована цепью к Московскому патриархату. Не дергайтесь, братья-украинцы, мы крепко держим поводок в своих руках.
Иларион Алфеев цитирует довольно наглое заявление Синода РПЦ о "сожалении в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается поминовение Патриарха Московского и всея Руси".
Здесь ему было бы уместно прокомментировать решение Собора УПЦ о несогласии с позицией патриарха Кирилла в отношении войны, но этот пункт синодалы в Москве сочли несущественным и решили его просто не упоминать.
В целом московское решение — это прямо сформулированная угроза митрополиту Онуфрию.
Моспатриархия умеет говорить только с одной позиции — позиции силы. Посмотрим, кто в Украине испугается этих угроз и дрогнет.
Я очень надеюсь, что для самого митр. Онуфрия комментарий Алфеева будет еще одним подтверждением, что Собор принял верные решения и обратного пути в МП уже нет".
Олександр Солдатов:
"Это "царство" все-таки разделилось в себе. Пока Легойда пытается "не осуждать украинских братьев", другой не менее важный чин в структуре патриархии провозглашает, что УПЦ МП ушла в раскол: "Все канонические нормы нарушены. Объявление "полной самостоятельности" — это объявление автокефалии (греч. α?τοκεφαλiα "самовозглавление"). Митр. Онуфрий не использует термин "автокефалия". Но объявляет о "восстановлении мироварения в Украинской Православной Церкви" (пункт 6-й, самый важный во всём тексте постановления). Мироварение — главный признак автокефальности". Конечно, в такой параноидно-конспирологической картине мира все сделал Госдеп, а второй по чести член Синода РПЦ — лишь завербованный американцами агент )) А чего они у них так легко вербуются?
UPDATE: Автор цитаты уже удалил ее из своего телеграм-канала (ввиду явного расхождения с Генеральной Линией), но интернет сохранил его фамилию и изображение".
Кирилл Шулика:
"Патриарх Кирилл впервые прокомментировал раскол с УПЦ МП:
"Мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская православная церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны максимально мудро сегодня действовать, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа".
При этом Кирилл заявил, что молится о том, "чтобы никакие временные внешние средостения никогда не разрушили духовное единство нашего народа".
Патриарх считает, что сегодня на РПЦ ополчились "духи злобы поднебесной", которые стремятся к тому, чтобы между православными России и Украины "пролегла пропасть". "Не просто пропасть, а чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел", — заявил он.
Глава РПЦ добавил, что, поскольку все эти усилия не от Бога, их цели никогда не будут достигнуты.
Ну, собственно, что Кириллу еще остается? Ничего сделать с решением УПЦ МП он не может, никак повлиять на преодоление самого жесткого и масштабного раскола с 1917 года он не может. Его патриаршество и запомнится именно этим — превращением Русской православной церкви в Российскую. И в качестве ее предстоятеля он не будет нужен даже Кремлю. Там определятся — идти на изоляцию, тогда преемником будет Тихон, или на восстановление связи с внешним миром, тогда преемником будет Иларион".
Телеграм-канал ВЧК-ОГПУ:
"Митрополит Киевский Онуфрий на воскресной литургии помянул Патриарха Кирилла способом, принятым для Предстоятелей автокефальных Церквей. Об этом сообщает "Православие и мир".
Это первая литургия Митрополита Киевского после Собора 27 мая. Богослужение прошло в храме преподобного Агапита Печерского в Киево-Печерской лавре.
Перечисляя, как принято, Предстоятелей Поместных Православных Церквей, Митрополит назвал Патриарха Кирилла третьим после Патриархов Антиохийского и Иерусалимского, как делают главы автокефальных Церквей.
"Святейшие Православные Патриархи: Антиохийского Иоанна, Иерусалимского Феофила, Московского и всея Руси Кирилла, Грузинского Илию, Сербского Порфирия, Румынского Даниила, Болгарского Неофита, Блаженнейшие архиепископы и епископы: Албанского Анастасия, Польского Савву, Чешских земель и Словакии Ростислава, Американского и Канадского Тихона… да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и веки веков", — возгласил Митрополит Онуфрий во время Великого входа.
Предстоятель УПЦ пропустил принятую ранее при упоминании Патриарха Московского формулировку "великого господина и отца нашего".
При этом не упоминались имена признавших Православную церковь Украины Патриарха Константинопольского, а также Предстоятелей Элладской, Кипрской и Александрийской Православных Церквей.
На Великой ектении диакон провозгласил: "О святейших Патриарсех православных и Блаженнейших Митрополитех, о господине и отце нашем Блаженнейшем Митрополите Онуфрие…""
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter